Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей БОВКУН: «Чтобы догнать Америку, нам надо совсем мало. Для начала — научиться уважать себя и других»

7 сентября, 2006 - 18:26
БЕЛЫЙ ДОМ — НЕБОЛЬШОЙ НАРЯДНЫЙ ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ. НО НА ЕГО ФОНЕ ЛЮБЯТ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ. СДЕЛАЛ ЭТО И СЕРГЕЙ

Уже три года в Украине действует программа «Открытый мир», которую организовывает и финансирует конгресс США. В рамках этой программы ежегодно в Америку на десять дней ездят украинские специалисты — юристы, политологи, общественные деятели и — журналисты. Цель программы — обмен опытом и совершенствование профессиональной деятельности.

Благодаря Медиа-профсоюзу Украины журналист Сергей Бовкун, который, кстати, является автором публикаций в «Дне», принял участие в этой программе. Несколько дней после возвращения, признается Сергей, у него был «культурный шок». Говорит, что США и Украина — кардинально разные миры, хотя власти и первой, и второй постоянно говорят о демократии. О демократии по-украински и аналогичном понятии в американской интерпретации, о свободе слова в США и бомжах, которые беспрепятственно «живут» под резиденцией Джорджа Буша, и рассказал нам Сергей Бовкун.

— Как, по-твоему, отличается свобода слова по-украински от аналогичного понятия в американской интерпретации?

— Украинская свобода слова до сих пор, несмотря на огромные общественные изменения, находится «на цепи». Большинство отечественных журналистов имеет свободу высказывания, которая заканчивается там, где начинаются интересы владельцев СМИ. Американские журналисты не принимают участия в «информационных войнах», которые ныне очень популярны в Украине. Тамошняя свобода слова — это прежде всего профессионализм и умение отделять факты от комментариев.

— Какая разница между механизмом работы редакций отечественных газет и их американских коллег?

— В Америке у меня было достаточно времени, чтобы увидеть работу американских коллег. Мы посетили семь редакций газет. Одни из них были небольшими, другие — просто огромными. Например, в газете „San Jose Mercury News» (которая входит в десятку наиболее крупных в США) работают 1300 сотрудников, только творческих работников — 240 человек! Специфика работы газет в США мало чем отличается от работы украинских СМИ. С одной маленькой разницей — там в газетах каждый занят только своим делом, и не отвлекается на пустяки.

— Что нового ты открыл после посещения тамошних редакций? Что поразило: приятно и неприятно?

— Главный вопрос, который «мучил» меня до поездки, — существует ли в Америке убыточная пресса? Ведь в Украине убыточные газеты (хотя именно это понятие является абсурдом с точки зрения здравого смысла!) составляют добрую половину всего массива печатных СМИ. Общаясь с американскими коллегами и задавая им этот вопрос, я вызвал встречный вопрос уже с их стороны: «Если газета убыточная, то зачем она нужна?» Пришлось долго объяснять коллегам, что в нашей стране газеты иногда являются не только носителями новостей, но и оружием конкурирующих бизнес-структур, или карманным «развлечением» депутатов, олигархов, политиков и тому подобное.

В США ничего подобного нет. Даже небольшая газета в провинциальном городе является прибыльной — за счет подписки и рекламы. Например, газета «Santa Cruz Sentinel» выходит в городке с населением 55 тысяч человек. При этом подписной тираж газеты — 26 тысяч экземпляров: ее читают в каждой семье города! Конечно, газета имеет прибыли, еще и неплохие. Секрет популярности — это давние традиции (газете в это лето исполнилось 150 лет!) и объективная подача материалов.

А еще поразило, что американские журналисты хорошо осведомлены об Украине. В одной из провинциальных газет, где мы побывали, даже похвастались, что в дни «оранжевой революции» поставили эту новость на первую страницу!

— Отличается ли роль прессы в США и в Украине?

— Американские СМИ — это, прежде всего, бизнес. И этот бизнес учитывает в первую очередь интересы тех, от кого зависит, — читателей. Украинские СМИ, к сожалению, очень часто защищают другие интересы — своих финансовых владельцев. В этом и состоит основная разница, которая указывает на роль прессы в обществе.

— Считаешь ли ты, что в США власть боится так называемой четвертой власти?

— Американская власть традиционно считается с мнением СМИ — стоит вспомнить хотя бы вотергейтский скандал. Пресса не остается в долгу — и также проявляет к действиям власти дотошное, часто острое внимание. Например, в Калифорнии местные газеты традиционно критикуют политику республиканской администрации. Здесь можно найти множество карикатур на президента Буша и губернатора Шварценеггера. Но несмотря на это, никто не закрывает газеты. А наш вопрос «Можно «ли закрыть рот» газете?» — вызвал у американцев настоящий шок.

— В чем разница в работе американского и украинского репортера?

— В общем принципы репортерской работы одинаковы «и здесь, и там» — бегать, искать новости, писать об этом материалы. Разница только в том, что даже в американской «районке» есть несколько журналистов, каждый из которых имеет четкую специализацию. Кто-то пишет о криминале, кто-то — о культурных событиях, кто-то — об экономике. В Украине подобное разделение тематики могут позволить только крупные областные или столичные газеты.

Есть и общая черта — среди американских журналистов также немного тех, кто имеет профессиональный диплом. Большинство репортеров учились этому ремеслу уже в процессе работы.

— Работать репортером в США безопасно?

— Безопасно. Это стало понятно после того, как мы рассказали о нападениях и убийствах журналистов в Украине. Судя по тому, как шокировали эти рассказы американских коллег, им неизвестны подобные методы «разборок» с прессой.

— Существуют ли там прототипы наших темников?

— Похоже, что темники — это сугубо украинское «изобретение». Ни в одной из редакций газет, которые мы посетили в Калифорнии, никогда не получали подобных «указаний» сверху, но и считают, что это вообще невозможно.

— Какая средняя зарплата американского журналиста?

— В каждой газете разная заработная плата — это зависит от тиража, объемов рекламы, мощностей газеты. Узнать реальные суммы оказалось трудно еще и потому, что у американцев не принято интересоваться такими вещами как зарплата, финансовое состояние и тому подобное.

Но кое-кто из журналистов, с которыми мы разговаривали, признался, что зарабатывают не очень много — только... две тысячи долларов в месяц.

— Чем поразила тебя эта страна?

— Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эта поговорка очень хорошо подходит к Америке — стране, о которой мы слышали множество мифов, выдумок. Но увиденное ломает все стереотипы и мифы.

Главное впечатление — это страна для людей. А не наоборот. Примеров этому — множество. Начиная от искреннего внимания (и уважения!) к тебе и заканчивая такой вещью как... повсеместные туалеты для инвалидов.

Поразило то, что американцы абсолютно лишены знакомых нам «понтов». Здесь не хвастаются деньгами, статусом или должностью. Маленький пример. Один наш приятель в Санта-Крузе, Джонатан, имел довольно невзрачный внешний вид (старые выцветшие футболки, потертые штаны, нечищенные ботинки). Впоследствии оказалось, что он является довольно небедным человеком, но не зная этого, подумаешь — бедняк бедняком. Впоследствии нам объяснили, что состояние американцев не стоит угадывать по их внешнему виду. Можно иметь миллионы на счету — и ходить в потертых штанах. В Америке не встречают по одежке.

Поразила самоотверженная борьба американских профсоюзов за права низкооплачиваемых рабочих. Нашим бы профсоюзам столько рвения! Тамошние профсоюзы уже несколько лет отстаивают лозунг «Поднять зарплату до 9,25 доллара в час!» (ныне в Калифорнии этот предел составляет 5—6 долларов). Прохожим регулярно раздают значки и открытки с заветным числом. Подарили такие значки и нам. Мы поблагодарили, но постеснялись говорить американцам, что часовой заработок среднестатистического украинца составляет... 79 центов.

Поразили невероятно низкие (по нашим меркам) цены на горючее в «самом дорогом штате США» — 60 центов за литр.

Поразило, что большинство товаров широкого потребления в американских магазинах имеют лейбл Made in China (оказывается, покупать товары в Китае американцам дешевле, чем производить у себя дома — знаменитая дешевизна китайского труда сыграла здесь главную роль).

Поразило то, что летом в курортном городе уже в восемь вечера пусты все рестораны (а теперь вспомните наши курортные города в вечернюю пору). «А почему в ресторане должно быть много людей до ночи? — не поняли нашего вопроса американцы. — Люди поужинали, и пошли домой или в кино, или театр».

Самое яркое впечатление очень точно передал американский профессор Джон Браун, который выступал перед нашей делегацией в Вашингтоне. «Америка — это выдуманная страна. Отчаянные со всего света выдумали ее такой, какой хотели видеть. А потом сделали эту выдумку реальностью».

— Впечатление во время визита в Белый дом?

— Первое зрительное впечатление — «дежа вю» — где-то я это уже видел. Конечно, видел — по телевизору, в кино, и даже на долларах! Хотя если абстрагироваться от мирового значения Белого дома, то собственно сооружение производит довольно скромное впечатление. Небольшой и нарядный двухэтажный дом с колоннадой и портиком. Красиво, скромно, но не более.

Большое впечатление произвели два бомжа, которые расположились на газоне прямехонько под оградой Белого дома. Один уже хорошо обжился: палатка, лежак, зонтик. Бомжи оказались не простыми, а «политически сознательными» — первый протестует против агрессивной политики Буша, другой голодает в знак протеста против геноцида в Судане. Несмотря на то, что эти двое мужчин портят аккуратный пейзаж перед президентским офисом, никто и не думает их прогонять — демократия.

— Расскажи, как делегация украинских журналистов попала на заседание мэрии Санта-Круза?

— В первый день пребывания в Санта- Крузе (курортный городок на берегу Тихого океана с населением 55 тысяч жителей) нашу делегацию приняла мэр Синтия Метю’с. Каждый из нас рассказал о своем городе, о СМИ, в которых работаем. Очевидно, наши рассказы запомнились госпоже мэру. Потому что уже через два дня нас пригласили на заседание городского совета.

Городской совет — это десять наиболее уважаемых жителей города. На заседание может прийти любой и высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Когда мы зашли в зал, там обсуждали вопрос... об импичменте президенту Бушу! Примечательно, что в первых рядах зала сидели простые санта-крузовские бомжи (по большей части это староватые бывшие хиппи, их в городе очень много), на равных правах с другими обсуждая все вопросы (представьте бомжа в мэрии украинского города).

Мэр города объявила, что ныне в Санта- Крузе находится пятеро украинских делегатов программы «Открытый мир». Каждый из нас выступил с трибуны, представив собственный регион и поблагодарив американцев за гостеприимство. Мы совсем не лукавили, ведь ощущали гостеприимные и приятные чувства со стороны хозяев все десять дней пребывания в США. Мы действительно были интересными для американцев. Свидетельством этому является репортаж о нас в местной газете, показ сюжета по ТВ. Апогеем нашего пребывания в Калифорнии стал огромный сюрприз. Каждому из нас городской совет Санта-Круза присвоил пожизненное звание Почетного гражданина города. Конечно, этот титул во многом символический, но за этой символичностью — искренние и неподкупные чувства простых американцев.

— Почему ты почувствовал культурный шок после возвращения?

— Этот шок чувствуется даже в пустяках. После приятных лиц в вашингтонском аэропорту Далласа — мрачные физиономии бориспольских таможенников. После идеально чистых тамошних тротуаров — заплеванные и засоренные улицы наших провинциальных мест.

И в какое-то мгновение я понял — чтобы догнать Америку, нам нужно совсем мало. Для начала — научиться уважать себя и других.

Беседовала Наталья РОМАШОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ