В статье Игоря Лосева «Почему журналистика невозможна без пожизненного самообразования?» («День» № 189-190 от 19-20 октября 2012 года) речь шла о высоком уровне безграмотности молодых (но уже амбициозных) или даже опытных масс-медийщиков. Случайная воскресная перебежка с телеканала на канал дала повод продолжить эту тему относительно уже не журналистов, а тех, кто считает себя интеллектуальной элитой нации (говорят, будто украинской).
Между вторым и третьим часом дня 21 октября на Первом Национальном натолкнулся на заключительные минуты очередного разговора Яна Табачника с очередным гостем — Олесем Бузиной. Вполуха слушаю обычную болтовню обо всем и ни о чем больших «любителей» и «ценителей» украинской культуры. Вдруг что-то режет слух. Еще раз. Известный аккордеонист решил немного пофилософствовать. Мол, «прав был Фрейд», когда говорил о синдроме Эзопа. Молодое украинское поколение фатально не признает достижений предшественников, готово едва ли не вести с ними войну на уничтожение. В целом, «эзопов синдром». В действительности музыкант-интервьюер, по-видимому, когда-то слышал об эдиповом комплексе и имел в виду именно его. Но, мягко говоря, перепутал. Однако его не исправил еще один большой «знаток» Фрейда — собеседник, в который раз пропустив высказывание «синдром Эзопа».
А между тем величавая ахинея продолжала литься с экрана. Зачем, мол, заглядывать в рот всему чужому, говорит аккордеонист. Ведь мы же не знаем собственных достижений. А тот же Фрейд — едва ли не наш соотечественник, он же жил во Львове. Жителем Львова в действительности был Леопольд фон Захер-Мазох — «отец» понятия «мазохизм» (подумаешь, какая разница — Фрейд или Мазох). Вы думаете, хотя бы здесь его поправил выдающийся собеседник — «литературовед», «историк», «культуролог», шоумен, «журналист»? Напротив, он поддержал, как говорят поляки, «бленды» визави, заявив: «Да кто только во Львове не жил. Даже я там жил несколько дней».
Сразу вспомнилась короткая сценка из олейниковско-стояновского «Городка»: «Это я сказал фигурально, использовал Эзопов язык». — «Не понял». — «Ну, когда говорят аллегорически, в переносном смысле, то употребляют выражение «язык Эзопа«». — «Странно: всю жизнь думал, что язык Эзопа — две вещи несовместных».
И ни у одного, ни у другого участника разговора на общегосударственном канале с многомиллионной аудиторией не возникло даже тени сомнения: все ли сказанное отвечает действительности, не ляпнули ли сдуру что-то не то? А еще, по-видимому, достаточно большой творческий коллектив режиссеров, редакторов, монтировщиков и т.п. готовили передачу в эфир. Никто из них, а также из сотрудников Первого Национального не обратили внимание на «интеллектуальные» несуразицы. А может, побоялись обратить внимание? Ляпсусы можно было бы списать на прямой эфир, но передача шла в записи. Проще простого было вырезать их, заменив другими фрагментами диалога (думаю, не все сказанное и записанное попало в окончательный вариант программы).
Для чего пишу об этом? Не только, чтобы подтвердить правильность рассуждений Игоря Лосева, ведь он уже сформулировал проблему, обозначил на конкретных примерах ее глобальный характер. Речь идет о другом: возможно, и все остальное, что так безапелляционно провозглашают «украиножеры» о несовершенстве, вторичности нашей культуры, является все той же безграмотной мешаниной правды, полуправды и неправды или перекручиванием чужих тезисов, интеллектуальным плагиатом? Это красиво и якобы убедительно выглядит — пошоуменить среди детей: посмотрите, какой я умный. Особенно, когда перед глазами есть бумажка с готовым ответом. Проявить знания, уровень интеллекта в непредсказуемых ситуациях значительно труднее. Еще труднее, но весьма необходимо сознаваться честно в собственной некомпетентности в тех или других вопросах: ведь все знать и всем интересоваться не может никто. От такого честного признания никоим образом не будешь выглядеть дураком. Напротив, уважение к человеку вырастет, а заодно и доверие к его суждениям относительно вопросов, в которых он действительно является профессионалом.
Не знаю, насколько совместимы «язык Эзопа», но уверен, что «синдром Эзопа — две вещи несовместные».