«Нам надо воспользоваться нарушением перемирия. Как только они нарушат перемирие, должно начаться наше наступление. Войска Донбасса, поддержанные нашей авиацией и дальнобойными системами, то есть ракетными системами, крылатыми ракетами, «Искандерами» и авиацией, пойдут в наступление. Фактически сирийский вариант. Когда будет уничтожены основная инфраструктура вооруженных сил Украины: центры связи, управление, системы ПВР, тяжелое вооружение армия Донбасса должны начать наступление». И далее про то, как немедленно начнутся восстания по всей Украине, украинский режим «посыпется» и к власти придут «наши симпатизанты». А кормить Украину мы не будем, работать они сами должны.
Это не реплика какого-нибудь Кургиняна на очередном шоу бесноватых у Соловьева, где всякий раз идет соревнование по оголтелости и каждый эксперт приходит с домашней заготовкой самого мракобесного спича, какой он смог придумать за время между программами.
Сидящий в кадре дебелый мужчина произносит обдуманную речь абсолютно спокойно, вполне доброжелательно, без истерики, иногда даже с улыбкой. Пухлые руки соединены на объемном животе. От всей фигуры веет миром и спокойствием. Чистый Будда. Этот ролик с записью плана «сирийского варианта для Украины» от Михаила Александрова, ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, посмотрели несколько миллионов человек.
Не будем произносить наивные слова об ответственности человека, чьи слова на 100% подпадают под статью 354 Уголовного Кодекса РФ: «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Это же не какой-то там уральский блогер Алексей Кунгуров, которому вот только что дали «двушечку с половиной» за «агрессивно настроенные словосочетания». Тут-то вам не блогер подзаборный, а большой ученый, доктор наук, наш человек, патриот до мозга костей, кадровый дипломат, служащий в самом престижном вузе страны. Так что оставим глупые иллюзии и перейдем к более важным вопросам.
Насколько реален «сирийский план для Украины», предложенный любезнейшим доктором людоедских наук Александровым? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. И вот почему. Во-первых, потому, что некоторое подобие «сирийского варианта» по отношению к Украине Путин уже реализовывал летом 2014 года. Украинцы это знают и помнят, а мировое сообщество только что получило дополнительные доказательства в докладе независимой экспертной группы Bellingcat, опубликованном 21.12.2016. В этом докладе приведены доказательства как минимум 149 артиллерийских обстрелов украинской территории из приграничных районов России летом 2014 года. Исследования проводились по спутниковым снимкам местности, которые позволили зафиксировать как места попадания снарядов на территории Украины, так и места в России, откуда велась стрельба. Естественно, из подразделений «ихтамнет» и «авыдокажите» российских информационных войск последовали ожидаемые реплики. Но тут уж ничего не поделаешь, люди на окладе.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков недавно в интервью телеканалу «Мир» сообщил, что Владимир Путин «абсолютный либерал по своей натуре». И в каком-то смысле он прав. Но абсолютный натуральный либерализм Путина отличается от обычного либерализма тем, что свобода для Путина, это прежде его абсолютная свобода от любых моральных и правовых норм.
И это создает предпосылки для реализации сирийского варианта в Украине в любой момент. А точнее в тот момент, когда Путин решит что мир это проглотит так, как, в общем и целом, несмотря на все протесты, проглотил «сирийский вариант» в самой Сирии.
Сегодня сирийский вариант для Украины кажется абсолютно нереальным и может существовать лишь в сумерках сознания александровых. Но в ситуации, когда у власти в России находится «абсолютный натуральный либерал», всегда остается риск реализации самых невероятных вариантов. Накануне событий в Грузии 08.08.08 рассудительные люди типа Леонида Радзиховского уверяли, что Россия не нападет на Грузию, поскольку этого не может быть никогда. И правда, зачем? Что мы там забыли? И зачем нам нужны Южная Осетия с Абхазией? И что скажет Запад?
Накануне оккупации Крыма такой вариант развития событий тоже многим и в России и в Украине представлялся нереальным. Даже когда оккупация совершилась, многие писали, что аннексии не будет, а будет вариант «серой зоны», межеумочного непризнанного квазигосударства типа Приднестровья и тех же «ДНР» и «ЛНР». Разумные люди опять ошиблись. Съел и пока не подавился. Людям, опирающимся в своих прогнозах на здравый смысл, никогда не понять ход мыслей и логику действий «абсолютного натурального либерала».
Причин, препятствующих реализации сирийского варианта для Украины, сегодня несколько. Во-первых, Украина, в отличие от Сирии, в самом центре Европы. Соответственно, реакция будет неизмеримо более жесткой и активной. Во-вторых, и в-главных, в случае полномасштабной агрессии против Украины у Путина не будет даже тех иллюзорных оправданий, которые, тем не менее, часть европейских и американских политиков и экспертов принимают во внимание в случае с бомбардировками Сирии. В Сирии, действительно, есть террористы ИГИЛ, а то, что Путин воюет не с ними, в этом еще надо захотеть разбираться, во всех этих странных и пугающе звучащих арабских названиях местных группировок. Одним словом, Восток — дело тонкое.
Бреду российских телеканалов про «бандеровский режим в Киеве» и «украинских фашистов» верят только аудитория этих телеканалов. Да и то, лишь ее часть. Поэтому в данный момент сирийский вариант для Украины, в случае реализации приведет к тому, что против путинской России сплотится весь мир и кроме лугандонских бандитов союзников у нее не будет. Ни единого.
Но мир сегодня меняется в опасном направлении. Над Европой на глазах сгущается тень Мюнхенского сговора. «Чемберленизация» и «даладьевизация» политической элиты Запада набирает обороты. Дональд Трамп уже не считает Россию угрозой. Грядущие выборы в Италии и Франции практически наверняка приведут к власти в этих двух ключевых странах Европы людей, крайне лояльно относящихся к путинской России, выступающих за снятие санкций и восстановление полномасштабных партнерских отношений.
В Сирии ситуация вполне может зайти в тупик и понадобится новая война для переключения внимания российского населения с внутренних проблем на внешние. Нарастание этих внутренних проблем неизбежно в условиях углубления экономического кризиса и довольно стремительного обнищания большинства населения. Протесты в России сегодня представляются совершенно невозможными, с учетом пассивности населения и того ничтожества, в которое впала российская оппозиция. Но это может измениться в самый неподходящий для Путина момент, например в разгар президентских выборов. Тем, кто всегда ожидает инерционного сценария развития событий, есть смысл напомнить, что в России иногда бывают сюрпризы, которые приводят к тому, что вековые царства могут «слинять в три дня». В случае возникновения протестов война может стать для Путина спасением.
Вероятность сирийского варианта для Украины сегодня выглядит крайне маловероятной. Для того, чтобы сделать его вероятность равной нулю, есть лишь один способ. Украина должна стать настолько сильной, чтобы мысль о войне с ней не могла прийти в голову даже александровым.