Со 2 по 5 сентября следующего года в Киеве впервые состоится 64-й Всемирный конгресс прессы и 19-й Всемирный форум редакторов. По словам генерального директора Украинской ассоциации издателей периодической прессы Алексея Погорелова, участие в этих конгрессах примут свыше 1000 участников из более чем шестидесяти стран. В частности, в связи с приближающимися медийными событиями, в Киев приехал генеральный директор Всемирной ассоциации издателей газет и новостей (WAN-IFRA) Кристоф Рисс.
По просьбе Украинской ассоциации издателей периодической прессы в прошлую пятницу господин Рисс встретился также и с редакторами изданий, специализирующихся на медийной тематике. Тема разговора — мировые тенденции в работе редакций и развитие цифровых издательских проектов.
В сознании многих украинцев, особенно молодежи, зафиксировалась мысль, что уже в ближайшее время все медиа, так сказать, «мигрируют» в интернет. Впрочем, как показывает практика, это далеко не так. Недаром немалое внимание в разговоре с редакторами украинских изданий Кристоф Рисс уделил именно печатной прессе. Ведь по его словам, в Украине по сравнению с другими странами достаточно высокий уровень чтения газет и журналов. Кстати, в соседней России ситуация кардинально отличается — там доминирует телевидение. Зато в азиатских странах и Латинской Америке тиражи печатной прессы растут наперекор всем общемировым тенденциям.
И хотя, согласно последним исследованиям, объем времени, который аудитория выделяет на чтение газет, сокращается, их влияние и результат для общества является ощутимо большим, поскольку читатель намного эффективнее прорабатывает именно полученную из печатной прессы информацию. Зато, как отмечает эксперт, хотя объем времени, который пользователи проводят во всемирной сети, растет, интернет не отбирает аудиторию у газет и журналов, ведь подавляющее большинство пользователей интересуются не новостями, а общением и социальными сетями. Поэтому вряд ли необходимо печатной прессе спешить «паковать чемоданы», хотя конечно следует работать и над цифровыми версиями своих изданий. Кстати, по мнению Кристофа Рисса, цифровая версия газеты не должна быть похожа на бумажный аналог.
Понятно, что технологический прогресс заставляет редакторов менять подходы к развитию своего СМИ. Ситуация, знакомая с советских времен, когда читатель лояльно относился к своему СМИ и постоянно читал только одно издание, меняется. Сегодня особенно важным становится процесс двусторонней коммуникации, когда газетам и журналам придется прислушиваться к вкусам своих читателей. К слову, «День» эту тенденцию, так сказать, предусмотрел, ведь традиции общения газеты со своими читателями — уже 15 лет.
Еще одна важная тема, на которую обратил внимание Кристоф Рисс, — это качество информации. В результате технологического прогресса информационный процесс кардинально изменился и ускорился, соответственно, возросло и количество информации, имеющейся вокруг нас. С одной стороны это позитив, а с другой — проблема, ведь отбирать из всего массива полезное и качественное становится все сложнее. Поэтому одна из приоритетных задач каждого редактора — фильтровать информацию. «Независимо от выбранной платформы, главное — качество, — отмечает эксперт. — Несколько лет назад с появлением интернет-сайта «Википедия», который вскоре стал очень популярным, люди говорили, что сейчас печатные энциклопедии не нужны. А сегодня мы видим, что в этой сфере все возвращается к своему началу». Следовательно, спрос на качественную аналитическую информацию растет, и, соответственно, интернет со своим нефильтруемым массивом данных, по мнению Кристофа Рисса, не может составить конкуренцию качественным изданиям.
Впрочем, качество все же следует уметь доносить. Нельзя ждать, что хорошее смысловое наполнение станет основным оружием в борьбе с конкурентами. По данным Кристофа Рисса, сегодня печатную прессу читает три миллиарда людей. Но как только 3G-технологии станут доступны широкой общественности, резко возрастет количество мобильных пользователей, особенно среди молодежи. А пока вторая мобильная революция продолжается, следует подумать о соответствующих цифровых платформах для своих изданий. А заодно — и о платном контенте, ведь, по утверждению Кристофа Рисса, наличие цифровых аналогов не повод для того, чтобы приучать аудиторию к мысли, будто качество может быть бесплатным.