Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Слово должно освобождать, а не порабощать»

Десять принципов приближения морали к журналистике
2 октября, 2008 - 19:01
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Права и обязанности журналистов определяются законами. Однако правовое поле, в котором они работают, не является единственным рычагом для направления их поведения. Нередко собственная совесть журналиста и личный кодекс этики могут сделать больше, чем любой закон для обеспечения того, чтобы читатели, зрители и слушатели получали правдивую информацию.

Невольно всплывают в памяти слова Й.Г. Фихте о том состоянии общества, когда все имеют возможность свободно высказывать свое мнение, а как решать острые проблемы — не знают. Это состояние общества он назвал «эпохой пустой свободы». Озабочен ней и академик НАН Украины Николай Жулинский. По его словам, мы в «своем государстве не формируем очень необходимое национальное гуманитарное пространство».

Эта угроза касается не только Украины. Глобальная культура, которая растет, уже создала так называемую космополитическую публику, для которой национальные ценности не имеют веса. Потребление глобальной культуры приводит к национальному нивелированию личности и к бездуховности. В этих обстоятельствах решительно необходимо формировать национальное гуманитарное пространство, настойчиво разрабатывать концепции гуманитарного информационного общества. Об этом говорит и поэтесса Лина Костенко — неоспоримый моральный авторитет.

Для приближения морали к журналистике необходим комплексный подход к программе действий и пониманию ситуации, которая сложилась в отношениях: СМИ — общество, СМИ — личность, СМИ — власть, СМИ — закон и СМИ — мораль. Моя концепция разработана с учетом культурно-исторического наследия страны, установившейся социальной структуры общества и основ морали и этики. Она, возможно, наполнит новым содержанием работу журналистов в формировании национальной гуманитарной политики.

Попробую сформулировать принципы приближения морали к журналистике. С этой целью обозначу десять базовых основ консолидации нации через этику солидарности, поиск объединительных ценностей благодаря постоянному диалогу в обществе.

Первый принцип. Пресса должна быть культурологическим продуктом. Политикум унаследовал старые традиции относительно трактовки средств массовой информации. СМИ продолжают агитировать и пропагандировать, стараются освещать общественные темы на «злобу дня», нередко забывая о вечном: Бог является Словом, которое дает нам жизнь.

В модерных обществах наметилась выразительная тенденция к «голому прагматизму». Информационный товар становится таким же бизнесом, как и любой другой. По большей части происходит искоренение интеллекта. Национальное возрождение, которое нынче переживают многие народы, не должно сводиться к реставрации культурных достояний предыдущих эпох. Оно нуждается в восстановлении духовных ценностей и святынь, сохранении их в сегодняшнем дне. Этический долг человека — руководить своей жизнью сознательно и создавать добро для нации, для человечества. Нет вариантов развития человечества вне культуры и религии.

Второй принцип — это постижение правды. Журналист ответственен перед читателем, слушателем и зрителем. За слово он отвечает перед Богом и собой. Вспомните Шевченковское: «Ми просто йшли, у нас нема зерна неправди за собою». Иван Франко доказывал, что правда имеет измерения религиозные, философские, научные, жизненные... Она — явление не только познавательное, а прежде всего моральное. Уважение к правде — первый долг журналиста. Основное его задание состоит не в сборе информации, а в распространении правды, единственным фильтром которой является совесть.

Интересные мысли по этому поводу высказал французский журналист Жан Даниель в статье «Фатальность правдоподобия», напечатанной в газете Le Nouvel Observateur 29 июля 2004 года. Он считает, что сегодня работникам прессы искать правду сложнее, потому что много правдоподобия, за которым часто скрыта ложь. И все же, правда должна побеждать.

Третий принцип. Журналист должен распознавать добро и зло. Свобода — это пространство, которое формируется в тесной связи с мерилами добра. Нужно остерегаться фарисеев в белых одеяниях. Массовость коммуникации привела к тому, что нередко зло искушает сознание людей. Журналист призван спасать обманутые души. Ведь второе имя правды — добро. «Стань недосягаемым для зла», — говорил украинский философ планетарного мышления Григорий Сковорода.

Четвертый принцип. Слово должно освобождать, а не порабощать. Особенно это актуально в посткоммунистических странах. Журналистика будет моральной, если ее представители будут дорожить совестью. Деморализованный человек не может пропагандировать моральные ценности. Так же, как издание не может быть более моральным, чем его руководитель.

Пятый принцип. Всемирная практика журналистов разработала ряд моральных и этических основ. Наш брат по перу вынужден глубоко верить в то, о чем пишет, осознавая свою моральную ответственность за каждое слово, за каждое мнение, за каждое утверждение. Нужно сполна использовать право на отказ от выполнения заданий редакции по подготовке и распространению собственной информации, если ее содержание после редакционной правки претерпело существенных изменений, что противоречит убеждением или связано с нарушением норм профессиональной этики.

Шестой принцип. «Говори, коли серце твоє підіймається нетерплячкою правди й добра». К этому призывал журналистов Иван Франко. Он писал эти поэтические строки больной рукой незадолго до смерти, подытоживая свою литературную и общественную деятельность. «Говори, хай слів твоїх розумних жахається слямазарність, бездарність стара...» Иван Франко просил не молчать, «коли, гордо пишаючись, велегласно брехня гомонить». Публицист не ждет, когда те или иные порочные взгляды будут накапливаться, расти и вводить в заблуждение читателей. Он вступает в дискуссию немедленно, как только почувствует фальшь. Собственно, так рассуждал о публицистике Иван Франко и в известной своей статье «Інтереси польського панства і правдянська наївність».

Седьмой принцип. Журналисты должны быть свободными и ответственными, работать в интересах открытого общества и развития демократии. Демократическое государство должно обеспечить свободу слова и только тогда требовать ответственности. Свобода слова подвергается ущемлениям со стороны власти. Хотя методы немного другие, но цель та же — народ не должен знать всю правду. Усвоен испытанный метод для дозированной свободы слова.

Восьмой принцип. Сенека считал, что тот, кто обижает, всегда хуже того, кого он обижает. Журналист никогда не должен позволять себе унижать и обижать человеческое достоинство. Никакие прессовые законы не помогут, если тот, кто пишет, не испытывает ответственности перед собственной совестью. Как утверждают психологи, негативные эмоции часто направляются каналами «смещенной агрессии». Импульсы обиды имеют способность взрываться. Слово ранит глубже, чем меч. Журналистика обязана способствовать укреплению моральных и этических основ общества через призму порядочности тех людей, которые работают в ней.

Девятый принцип. Современные информационные технологии вытесняют аналитическую журналистику. Это еще один тревожный симптом. Доминируют развлекательное чтиво, дешевая сенсация. Причем они взяты не из гущи жизни, а из кабинетов чиновников. При этих условиях журналист перестает быть самим собой. Он себя унижает и превращается в простого литературного работника, который упорядочивает лексику власть имущего. Необходима публицистика, проникновение слова в душу и сердце человека. Как известно, это осознал на склоне своей жизни основатель сенсационной прессы Джозеф Пулитцер: «Ничто не спасет журналистику от подхалимско-корыстного заангажирования бизнесом, если этого не сделают наивысшие идеалы, подчеркнутая обеспокоенность, болезненное ощущение справедливости, подробное знание проблемы, с которой сталкиваешься, честное принятие моральной ответственности».

Десятый принцип — это журналистская солидарность. Украинским журналистам не помешало бы перенять опыт французских коллег по единству мыслей и действий. Французское слово «solidarite» — это общность интересов, их защита.

Следовательно, журналистика как словесная сфера моделирования сознания не может существовать без моральных и этических основ. Приближение морали к журналистике может вывести ее на широкую дорогу правды и добра, человечности в человеке.

Оксана РОВЕНЧАК, член Национального союза журналистов Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ