Из всего массива данных исследования о влиянии российской пропаганды на украинцев, меня наиболее поразило количество сограждан, которые получают информацию о событиях в Украине... по слухам.
С 3 по 12 декабря 2016 года Киевский международный институт социологии по заказу ГО «Детектор медиа» провел опрос 2040 респондентов, которые проживают в 110 населенных пунктах Украины (только на территориях, которые контролируются украинской властью). Согласно полученным данным, украинцы узнают информацию о состоянии дел в стране преимущественно из украинских общенациональных телеканалов — 87,1% опрашиваемых отдают преимущество этому виду СМИ. 40,7% опрошенных получают информацию из онлайновых медиа, 17% — из прессы и 16,5% слушают по радио. Российские телеканалы смотрят 7,9% украинских граждан.
47,7% — почти половина опрошенных (!) — получают информацию о событиях в Украине от родственников, друзей, соседей, коллег по работе, то есть по слухам и сплетням.
Если сравнить данные социологического опроса 2015 года с данными 2016-го, то мы увидим, что этот неформальный канал получения сведений о состоянии дел в стране существенно усилил свою роль в жизни граждан. Родственники и знакомые как источник информации в 2015 году составляли лишь 24%. В 2016 году — уже почти 50%!
Как такое вообще стало возможным? Почему половина страны выбирает источником информации канал «ОБС» («одна бабка сказала»)?
Главная причина на поверхности — это рост недоверия к в общих чертах приемлемым в цивилизованных странах источникам получения сведений об окружающем мире — средств массовой информации.
В апреле 2012-го, по данным опроса КМИС, медиа не доверяли 28,3% украинцев, доверяли — 40,5%. Как написал в конце января этого года журнал «Новое Время», «перелом случился в 2015-ом — именно тогда баланс доверяю/не доверяю стал негативным». В конце 2016 года ситуация вообще зеркально изменилась в сравнении с 2012 годом. Согласно прошлогоднему опросу КМИС, 45% жителей Украины не верят СМИ, доверяют — только 26%.
То есть, количество граждан, которые не верят средствам массовой информации, почти равняется количеству тех, что верит слухам. Все логично. И даже то, что люди преимущественно смотрят телевидение, не исправляет ситуацию — из результатов опросов можно сделать вывод, что зрители, как правило, пересматривают новости на ТВ, но не верят им, и за «правдивой информацией» обращаются к родственникам, друзьям, соседям, коллегам.
Падение доверия к СМИ, в свою очередь, стало, скорее всего, следствием противоречия между общественным запросом и предложением, которое генерирует значительная часть украинских медиа, в том числе, самая рейтинговая — телевидение. Как мы знаем, очень часто СМИ и журналистские организации не определяли себе приоритетом в деятельности реальные интересы украинского общества, а увлекалась продвижением интересов владельцев или грантодавцев.
Что означает сложившееся ситуация?
Политтехнологи, пиарщики, маркетологи и рекламисты должны понять, что во всех коммуникационных кампаниях сейчас нужно делать ставку на неформальные каналы информирования. Централизованное и быстрое влияние на население Украины стало невозможным. «ОБС» не может быть использовано в качестве традиционного медиа — об этом знают все, кто в детстве играл в «испорченный телефон». Какой-либо «месседж» «сверху» будет сразу же трансформирован и перекручен до неузнаваемости, и никто не сможет предусмотреть его содержание на конце коммуникационной цепочки.
Это относительно хорошая новость — немного ослабится влияние на общество пиарных «кампаний» и манипуляций с сознанием, что происходит с помощью СМИ.
Но — и это очень плохо — рост доверия к неформальным каналам коммуникаций создает благоприятные условия для проведения масштабных специальных психологических операций против Украины в рамках гибридной войны.
Когда половина населения черпает информацию по слухам, по стране почти без препятствий может распространяться вал фейков, лжи и манипуляций. Опровержение даже абсолютно абсурдных вымыслов в этих условиях является очень трудной задачей.
Специалисты знают: борьба со сведениями, которые распространяются по неформальным каналам, через человеческие контакты, похожа на попытку засунуть зубную пасту обратно в тюбик, и является почти безнадежной. Более того — опыт говорит о том, что опровержение слухов может, в некоторых случаях, даже увеличить число тех, кто верит вымыслам.
Если говорить о проблеме более локально и предметно, то в настоящее время наибольшая опасность от увеличения влияния слухов на общественное мнение сосредоточена на востоке страны, в зоне АТО.
«21 августа 2015 года у меня был обычный рабочий день. В Донецкой областной военно-гражданской администрации мы продолжали готовиться к празднованию Дня флага и Дня Независимости. Вдруг ко мне зашел волонтер общественной организации и спросил, правда ли, что концерт ко Дню Независимости в Краматорске отменен? Через несколько минут я получил ряд звонков, с тем же вопросом, параллельно с этим процессом в социальных сетях люди начали писать, что концерт отменен. Ситуация так быстро набирала оборотов, что было сложно понять, как на нее реагировать. Я обратился к представителю СБУ с просьбой срочно установить причины распространения дезинформации. Было выяснено, что местом первичного распространения этой информации был завод — гигант НКМЗ. Позже выяснилось, что на завод пришел факс на бланке ВЦА, где сообщалось о том, что в связи с опасностью терактов, — концерт отменен. Это была информационная диверсия «ДНР», — рассказывает Виктор Андрусив, экс-заместитель главы Донобл ВЦА в статье для одного онлайн-издания.
Этот пример — только малая и почти безвредная песчинка в море аналогичных случаев на Донбассе, что происходили и происходят там прямо сейчас.
Показательно, что в ситуацию, о которой рассказал бывший заместитель Донецкого губернатора, должны были вмешаться представители Службы безопасности Украины. В действительности, расширение сферы деятельности и усиление влияния спецслужб — это еще один аспект последствий роста доверия к слухам и снижению — к СМИ. С одной стороны, вражеские агенты (без кавычек) в благоприятной среде «мира слухов и сплетен» без излишних усилий активизируют распространение лживых сообщений, с другой — им вынуждены противодействовать работники службы безопасности, в частности, и потому, что простому опровержению через медиа люди не верят.
Сфера неформальных коммуникаций всегда была и является сферой компетенции спецслужб. Когда традиционные медиа теряют доверие и прекращают исполнять свою роль информирования общества, на сцену выходят спецслужбы. В частности, они могут руководить информированием людей с помощью «теневых» информпотоков — слухов и сплетен.
Активность «бойцов невидимого фронта» будет расти пропорционально росту уровня доверия к «неформальным сведениям», которые распространяются непосредственно от человека к человеку. И это цена, которую страна заплатит за игнорирование интересов общества ведущими отечественными медиа, благодаря чему они все больше теряют авторитет и доверие людей.