Когда-то все мы жили в одном большим мире. Большая казарма (хотя у кого- то в памяти она осталась как Большая Уютная Казарма) тиражировалась на миллионы поменьше. На всех предприятиях, заводах, в конторах, редакциях предполагались одни условия игры. Кино и всяческие произведения искусства могли воспевать только одно направление развития и один человеческий идеал — строителя коммунизма. Поэтому когда в период развала системы в массы стало проникать чужое творчество, эти отражения чужих вселенных были необычны и манящи. Помню, продолжение книги Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» одни энтузиасты переводили, другие перепечатывали на пишущих машинках. Но таких создателей миров — единицы. Когда же массовое сознание заполонили тысячи ширпотребных кинушек и дешевой переводной литературы, они катастрофически упали в цене. Потом и в России, а теперь и у нас масскультура набрала обороты. Потихоньку встает на ноги даже украинский детектив (поклон всеукраинскому конкурсу «Золотой бабай»). Но много ли действительно читабельных книжек на развалах покет-буков? И много ли сериалов российско-украинского производства можно смотреть не морщась? Думаю, это большой грех — провоцировать зрителя на эманации страха и ненависти. Недаром жизнь считается полем битвы Бога с дьяволом.
На канале «1+1» высадился целый десант сериальных детективов разного калибра. Если раньше «плюсы» покупали преимущественно западную кинопродукцию, то теперь переориентировались. Хорошо, что избежали латиноамериканской слезоточивой напасти. Приходится констатировать, что самым непритязательным оказался продукт киевского производства «След оборотня» с А. Горбуновым в главной роли. В российском сериальном кино артист дорос до роли второго плана — шута Шико в «Графине де Монсоро», а в украинском — отхватил главную. Наверное, его угловатое лицо подходит образу следователя с трудной судьбой. Но в вожделенную главную роль, видимо, вошли и личные комплексы Горбунова. Из каждого кадра лезет его отчаянное желание быть крутым, простительное разве что закомплексованному подростку. Основная провокация — групповое изнасилование и смерть его жены. Сюжет с удовольствием смакует душераздирающие подробности. Но, пожалуй, и гениальный сценарист не спас бы киногруппу, собранную из несостоявшихся артистов больших и малых академических театров.
Куда привлекательнее очаровательная милиционерша Мария Швецова из российского сериала «Тайна следствия» . Казалось, картину удержит только ее достаточно объемно прорисованный образ красавицы, борющейся с чудовищами. Но опять — болезненное муссирование жестокости и извращений. Психологи объясняют успех подобных фильмов на сытом Западе тем, что у местных обывателей маловато происшествий. Вот и щекочут себе нервы. А нам не хватает добродушия.
С изрядным скепсисом смотрела на рекламу еще одного «ментовского» сериала «Сыщики» . Мол, некоторые фильмы снимаются для того, чтобы дать работу старой актерской гвардии. Но С. Щербаков, Л. Куравлев и всесоюзный карлсон С. Мишулин (на этот раз в роли циничного азиатского мафиози с четками) не оплошали. При общем герое — правильном, но находчивом следователе Колопушине — каждая серия представляет собой отдельную новеллу. Его жизнь, конечно, подвергается опасности, однако уже через пару минут обстоятельства вновь на его стороне. И такую кинушку смотреть намного приятнее, чем немецкие или французские детективы. Хитом, как «Менты», до сих пор пожинающие плоды своей популярности, они не станут. Но ранний вечер выходного дня, несомненно, скрасят.
На фоне разнообразных, почти извращенных «Откровенных желаний», простецких «Дальнобойщиков» с криминальным уклоном и прочих полицейских академий отыскался приличный сериал для семейного просмотра — «Ключи от смерти» . Видимо, ему повезло с продюсерами (А. Роднянский, В. Оселедчик) и актерами. Помню, как И. Скляр пытался уйти от штампа «На недельку, до второго, я уеду в Комарово» — веселой песенки в его исполнении, которую напевал весь Союз. Я видела его в спектакле культового питерского режиссера в роли жутковатого юродивого — весьма убедительно. Так или иначе, Скляр не разменивался по мелочам, и его обаяние частному детективу в неправдоподобно закрученной истории кстати. Правда, кто его знает, что творится там, где делятся 30 млн. долларов. Может, действительно, во времена дикого капитализма это почти нормальная форма первичного накопления капитала. На «кэптализм» намекает и остроумная стилистика комиксов. Титры самоироничны. Эта «визитка» фильма как бы говорит: «Ну что с меня взять — комикс да и только. На классику не претендуем». И тем не менее задает неплохой уровень.
Как справедливо сказано в заставке СТБ, «мы любим кино, потому что это неправда. И любим новости, потому что это правда. Главное — не путать одно с другим». Постараюсь не перепутать. Хотя поворот политического сюжета умопомрачительный. Разбор полетов операции «Консорциум» (Украины, России и Запада по транспортировке газа через нашу территорию) проводили в «Свободе слова» (ICTV). И чтобы зрители не заскучали, поговорили и о ценах на бензин. Пришлось автолюбителям, прежде чем узнать, что цены на их аква вита не упадут, поучаствовать в захватывающей дискуссии. Приглашенный Ю. Костенко подверг проект договора обструкции, но был прав в том, что мы еще ни разу не выиграли у России в энергетических вопросах. Осторожный А. Чалый, зам. министра иностранных дел, не советовал вступать Украине в ЕврАзЭС: тарифы на нефть — и, соответственно, цены на продукцию — в России в 2—3 раза ниже. Самый «обнадеживающий» аргумент привел народный депутат С. Терехин. Мол, лет через пятьдесят мы все будем в единой системе — и Европа, и Россия.
Стараются и аналитиками прослыть, и зрителя развлечь в ночной программе ТРК «Эра» «Погляд». Поэтому этот узел проблем — цены на бензин и «Консорциум» — там обсуждался под другим углом зрения. Так, в телеопросе зрителям предстояло выбрать, на что они потратят последние (?!) две гривни: на литр бензина, поллитра пива или билет в зоопарк? Но благодаря экс-вице-спикеру С. Гавришу объяснение получилось внятным. Он подтвердил, что цены на бензин действительно подняли российские нефтетрейдеры, усеявшие Украину АЗС. Такая спекуляция закону не противоречит. От консорциума отказываться нельзя. Без обещанных Россией 2,5 млрд. долларов наши трубопроводы превратятся в «купу брухту». И этот шаг поможет нам совершить переход в мировую систему торговли нефтью. Может быть, тогда нам удастся, как в европейских странах, покупать у одного источника не более 30% всей нефти, а не 70%, как сейчас. Успокоил автолюбителей Степан Богданович по-терехински. Когда мы будем зарабатывать на уровне европейцев, эти колебания цен будут нам нипочем.
И — на десерт обзора — «Коронное блюдо» (ICTV). Приношу извинение за меню. Ничего, кроме омлета и дежурных бутербродов здесь не предлагают. Разрекламированный проект утреннего субботнего эфира оказался непритязательной «попсой». Единственный козырь — прелесть какая хорошенькая ведущая О. Бура. Впрочем, комплиментов заслуживает ее внешность, а не умение вести программу. До этого во флирте с гостями программы была замечена только мастер политического интервью Е. Ромина («В ночь на субботу», УТ-1). Но она делала это, по крайней мере, поздно ночью. Другая особенность милейшей Оленьки Бурой — полная апатия к кулинарии. Видимо, чувствуя это, гости (преимущественно звезды украинской эстрады средней степени раскрутки) не слишком утруждают себя подготовкой к передаче — не Макаревич же. Полюбопытствовала, что противопоставляют крутым бутербродам с салом и красной икрой Лери Винна (да, на сальную массу намазана красная икра) на европейских каналах. В кулинарной передаче TV-5 (Франция), которая идет приблизительно в то же время, тоже есть гость, но он только наблюдает за процессом приготовления. Ведущие — люди за пятьдесят. На Западном телевидении, в отличие от нашего, считают, что человек в возрасте вызывает больше доверия у зрителя. За передачу прошло несколько простых в приготовлении и здоровых блюд. Даже соответствующих раздельному питанию. Рыба (запеченная, а не обжаренная до золотистой, но вредной корочки) с морковью и спаржей. Лангусты с соусом из базилика. Малина, растертая с сахаром. Это мне напомнило одежду европейцев — простую и функциональную. Но не буду продолжать аналогии. Иначе окажется, что «Коронное блюдо» — слепок с нашего национального характера. Очень бы этого не хотелось. Ведь мы достойны жить в красивом и счастливом мире. А не в жалкой его копии с картонными декорациями. Отличие от прежнего строя в том, что каждый движется к этой цели сам, а не в колонне. Сам задает себе уровень. И, может быть, не сразу, но достигает его. А если так случится, что уважающих себя людей будет много, это отразится и на стране.