Валентин Щербачев в спортивной журналистике уже тридцать лет. За эти годы он завоевал уважение не только коллег, но и огромного количества спортсменов, функционеров, болельщиков. В чем же секрет такого успеха? Наверное, в том, что он всей душой предан спорту. Согласитесь, не многие могут похвастаться тем, что играли в футбол на заснеженных Гималаях и прыгали с парашютом над Северным полюсом. Несколько лет назад, когда в Киев приезжала Майя Плисецкая, он полтора часа проговорил с великой балериной о футболе, ловя недоуменные взгляды других журналистов, пришедших спросить, естественно, о балете. В канун юбилея творческой деятельности с Валентином Щербачевым встретился корреспондент «Дня».
— Валентин, я знаю, что вы планировали создание спортивного канала. На какой стадии сейчас этот проект и кто его будет финансировать?
— Финансироваться он будет за счет спонсоров, потому что у государства на спортивный канал денег нет. Мы это понимаем. Поэтому с командой, которая у нас организовалась, рискнем и возьмем кредиты, приобретем аппаратуру. Будет это делаться на отдельном канале. Я уверен, что это начинание просто обязано быть удачным, потому что собирается группа профессионалов, которые это все уже делали в программе «25 часов». Мы хотим доказать, что у нас можно спокойно сделать спортивный канал, который не будет повторять по структуре ни «НТВ-спорт», ни «Евроспорт», а будет оригинальным украинским продуктом достойного уровня. У нас есть масса видов спорта, о которых вообще никто не вспоминает. Сейчас наши СМИ получают «Рейтер», «Евроньюс» и пользуются их картинкой. И получается, что мы сейчас больше знаем о бейсболе и НХЛ, чем о наших футбольных командах первой, второй лиг, легкой атлетике, борьбе, штанге, многих олимпийских видах спорта, я уж не говорю об экстремальных, которые сейчас у нас развиваются. А наш канал будет идти по этому пути..
— Вы в спортивной журналистике уже 30 лет. Какие вы видите позитивные и негативные изменения в ней за это время?
— К сожалению, вижу, что школа спортивной журналистики погибла. В газетах, к примеру, начисто исчез такой жанр, как очерк, а это классика любой журналистики, в том числе и спортивной. Он дает возможность выразить себя и изложить точку зрения на своего героя, на какую-то проблему. У нас сейчас все события подаются сухо, выхолощено, с оглядкой на информационные агентства. Школу нужно возобновлять.
— Журналистского или гуманитарного образования для этого достаточно?
— Думаю, нет. Раньше при Институте повышения квалификации были курсы, на которые мог прийти дипломированный специалист, интересующийся спецификой спортивной журналистики на телевидении. Курсы давали ему возможность постигнуть как теоретическую, так и практическую базу. Сейчас я вместе с Управлением народного образования Киева планирую сделать спец-класс будущих спортивных журналистов. Первые занятия пройдут в сентябре. Все будет построено на том, что дети станут заниматься спортом, ведь спортивный журналист должен понимать, что комментирует или о чем пишет. Некомпетентные комментаторы могут не только обидеть спортсмена, но и нанести ему психологическую травму, от которой трудно оправиться.
— А какой вид спорта, на ваш взгляд, наиболее «телегеничный»? И какой легче всего комментировать?
— Вообще, наиболее «телегеничен» и смотрибелен, как показывает практика, футбол. А для комментирования простых видов спорта нет. Тяжелая и легкая атлетика, к примеру, — одни из самых сложных в этом отношении. К каждому виду спорта нужно относиться очень серьезно, даже если ты работаешь на двух зрителей.
— Вы дружны со многими спортсменами. В частности, с братьями Кличко. Удается ли вам, сидя в комментаторском кресле, оставаться непредвзятым?
— Конечно, нет. Если знаешь спортсмена, дружишь с ним, то как можешь не переживать за него? Тем более, бокс — сложнейший вид спорта. У Кличко — супертяжелая весовая категория. Даже если Володя или Виталик дерутся с «мешком», как часто бывает, то я все равно волнуюсь. Ведь если удар этого 110-килограммового «мешка» достигнет цели — все... Беспристрастным комментатор должен быть, комментируя, к примеру, матчи внутреннего первенства по футболу. Ты знаешь, что сидят у телевизоров донетчане и киевляне. Но если я начну перегибать палку в сторону киевского «Динамо» и страдать, переживать по поводу их неудачи, то болельщики «Шахтера» меня просто не поймут. Но, повторюсь, когда вся Украина смотрит бои братьев Кличко, то мне простительно быть болельщиком. Меня даже одно время упрекали в этом. Что я их перехваливаю, называя «символами Украины», но теперь в том, что это так и есть, думаю, убедились все.
— Спорт и политика. Сейчас, в свете победы «Шахтера» над «Динамо» в чемпионате и Кубке, об этом много говорят. Как вы думаете, действительно ли спорт сейчас ангажированный?
— Нет, я думаю, все не так уж и страшно. Люди, которые борются за сферы влияния, в первую очередь, много сделали для футбола. Конечно, есть конкуренция по многим направлениям. Но таких баз, которые есть у «Динамо» и «Шахтера», нет в Европе во многих клубах. И это позитивные последствия присутствия политики в спорте. У меня есть фраза: «Политики нами играют в футбол». И люди, у которых есть такие клубы, тоже нами «поигрывают», но ведь они вкладывают деньги в отечественный футбол! Надо отходить от политики и вплотную заниматься детско-юношеским футболом. Политики используют для промоушена различные виды спорта, где они становятся президентами, вице-президентами, имеют возможность «засветиться». Но что они делают для своих федераций, понять трудно. Таких, как А.Зинченко, возглавивший федерацию карате и пропагандирующий эти единоборства, совсем немного. А все это приведет в итоге к катастрофическому провалу на Олимпийских играх в Афинах.
— Но вернемся непосредственно к спорту. За эти 30 лет какие события и люди вам запомнились?
— Я побывал на акции, которую проводил в свое время «West» — отбор молодых космонавтов по всей Европе. В Чкаловске все журналисты отказались полетать в невесомости, когда она достигается в самолете, а я согласился. Это были незабываемые ощущения. Прыжки с парашютом над Северным полюсом оставили неизгладимый след. Меня восхитили те люди, которые прыгали вместе со мной. Они не впадали в транс по поводу маленьких зарплат, невнимания к себе, а были истинными фанатами своего дела. И на вопрос, зачем же они все это делают, устанавливают украинские флаги на Северном полюсе, они отвечали «Если не мы, то кто же?».
P.S. С 9.00 утра субботы до 15.00 воскресенья в прямом эфире программы «Телемегаполис-спорт» телекомпании «Гравис» пройдет 30-часовый спортивный телемарафон, который проведет Валентин Щербачев.