Несмотря на то, что прошедшая неделя была, в первую очередь, пасхальной и что в этом году Пасха совпала с Международным днем солидарности трудящихся, не забыли отечественные телеканалы и еще об одной знаковой дате — 100 днях президентства Ющенко.
По поводу светлого праздника Воскресения: каждый телеканал попытался отметить его не только показом тематических фильмов или мультиков, или трансляцией богослужений (УТ-1), но и информационными сюжетами по поводу. И о жизни духовной, и о жизни мирской. Например, о том, как празднуют Пасху наши земляки за рубежом, оказавшиеся там по доброй воле, но не от хорошей жизни. Сложно им там. И служащим в Ираке, где тоже прошла праздничная служба в приспособленном для этого храме («Вісті», УТ 1), и в Европе, где украинцы тяжким трудом зарабатывают на жизнь своих родственников, оставленных на Родине. В Испании и Италии, оказывается, «плохая» мука — не годится она для выпечки пасхальных куличей. А кроме того, не всем украинцам удается в этот день не работать — как бы ни был добр их «хозяин», для него, а значит, и для них нет праздников. Сюжеты о наших там показали «1+1» и «СТБ». Практически все не забыли и о мирских проблемах накануне Пасхи. Вопрос о том, сколько же будет стоить праздничная корзинка, в которой должно быть место крашеным яйцам, куличу и колбасе, плюс зелень-овощи, тоже беспокоил большинство тележурналистов. В частности, покупки осуществляли журналисты «СТБ» и «5 канала». Конечно, мясные цены были далеки от обещанных правительством, и самого продукта было немного, что понятно, учитывая все- таки предпринятые попытки регулирования цены. В общем, поразила одна гражданка, которая заявила, что сможет уложиться в 50 грн. на продуктовый набор. А о чемпионате по разбиванию пасхальных яиц рассказали журналисты ТРК «Украина».
Что касается Первомая, то и тут наши телеканалы не отстали от жизни. Помимо информации о традиционном митинге солидарности в Киеве, нам предоставили и довольно интересные, а то и забавные мнения по этому поводу. В «Сільських вістях» (УТ-1) ведущий интересовался у сельских тружеников, а что для них — праздник солидарности трудящихся? Кто-то вспомнил, что вот, было дело, когда-то в этот день на пару часов все прекращали полевые работы и шли к сельсовету — на митинг. А опосля — за стол. Пару часов отдыха — и снова в поле, но ощущение праздника было. Теперь же Первомай — дело сугубо индивидуальное. Так, в перерыве между пахотой-посевом за обедом и за рюмкой вспомнят, что, мол, да, все люди — братья, особенно те, кто работает не покладая рук. Наверное, их очень огорчило бы мнение народного депутата от фракции КПУ Юрия Соломатина, высказанное в эфире «5 канала». Оказывается, это сугубо классовый праздник. То есть, если ты работаешь, но пролетарием не являешься, это не твой день! Ну, а как же всеобщие советские демонстрации трудящихся? Это что, ошибка была? Теперь что: труд труду — рознь, есть труд более «правильный», а есть как бы и не труд вовсе? Нет, что-то тут не то...
И все же больше всего дискуссий вызвали первые итоги деятельности Ющенко в качестве Президента. Пожалуй, самым интересным (и самым цитируемым) было по этому поводу мнение первого президента Украины Леонида Кравчука, высказанное им в интервью «5 каналу». Сравнивая себя, Кучму и Ющенко, Кравчук сказал, что главное для президента — это то, чтобы его «не играла» свита. То есть окружение всегда заботится о себе, а не о президенте, поэтому соратников нужно слушать, к ним нужно прислушиваться, но решения должны приниматься самостоятельно. Этого, по Кравчуку, не умел Леонид Кучма, в этом возможная проблема Виктора Ющенко. Хотя, по словам первого президента, пока рано говорить о достижениях Президента нынешнего. Пока однозначно можно говорить только об одном: безусловный успех Ющенко — «в прорыве Украины на международной арене». Что и говорить, нам всем тоже приятно, как лидеры ведущих государств принимают нашего. Вряд ли Украина за все годы своей независимости могла наблюдать подобное отношение и подобный триумф. Другое дело, что все мы понимаем: восторг международной общественности — величина не постоянная. И если на внутреннем направлении не будет очевидных успехов, то и внешнее восприятие сменится с явного плюса на нейтральное ожидание, а затем, возможно, и на разочарование. Именно в нелогичности осуществления внутренней политики и видит основную угрозу для Ющенко Леонид Кравчук, заявляющий, в то же время, что 100 дней — слишком малый срок, чтобы определиться с тем, что же является существенным разочарованием деятельностью нового Президента. Со знанием дела говорил Леонид Макарович и о главном президентском искушении. Оно заключается в том, что президент может захотеть, чтобы окружение служило не стране, не общему делу, а ему лично. Если это произойдет, настоящим президентом Ющенко так и не станет. Впрочем, это не касается персоны Виктора Ющенко, эта формула срабатывает для любого первого лица страны.
Куда более подробно разбирали первые 100 дней новой власти в «прямом» ток-шоу «1+1» «Я так думаю». В студии Анны Безулик обсудили и рост социальных выплат, и спад экономического прогресса, но самым интересным в обсуждении было, пожалуй, мнение Инны Богословской, которая заявила об осуществляемой подмене важнейших понятий. С одной стороны, в стране произошла буржуазная (по субъекту) революция, когда на площадь вышел средний класс и потребовал прав и свобод. Реальным лидером свершившейся революции был Ющенко, с которым ассоциировались такие понятия, как моральность, рыночная экономика и гражданское общество. Тогда все между сильным государством и сильным обществом выбрали сильное общество и демократизацию всех сфер жизни. А дальше, вследствие того, что власть теперь представляют разные, по Богословской, люди — Тимошенко и Ющенко, наступило время глобальных и опасных противоречий. Поскольку «Тимошенко демонстрирует большевистские лозунги и ставку на бедных, а не на средний класс», строит сильное государство в ущерб обществу и возобновляет ручное управление Кабмином. Это очень интересное и стратегическое замечание. И нам всем остается только надеяться на то, что двум соратникам-революционерам, являющимся первыми лицами страны, удастся впрячь в одну повозку коня и трепетную лань. То есть сделать украинское государство и демократическим, и сильным.