На этой теленеделе мы хотя и не дождались господина Кучмы в «Эпицентре» («1+1»), зато увидели его в роли «лучшего парня на деревне» в украинских «куклах» — «Великих перегонах» — уже давно обещанных нам «1+1».
Что касается «Эпицентра» — то, говорят, больше всех нервничает Юрий Кармазин, выход которого в эфир Вячеслав Пиховшек вынужден придерживать, дабы не раскрывать истинное положение дел: не идет в «Эпицентр» один лишь Леонид Данилович. Правда, в «Проти ночі» («1+1») в понедельник Александр Роднянский выразил уверенность, что в эфире у них Президент все-таки появится. Что ж, очень хочется посмотреть. Может, Леониду Даниловичу стоило бы и поторопиться. А то если о своей поддержке действующего Президента в «Эпицентре» будут все его сторонники объявлять так, как бывший гостем студии в этот раз Виктор Ющенко — то оппозиционерам уж и делать будет просто нечего. С одной стороны, Виктор Андреевич открыто признал, скажем, что с программой «Экономические реформы-97» в 96 году должен был «в люди» выходить не Виктор Пинзенык, а сам Леонид Кучма. С другой — г-н Ющенко не смог: а) внятно аргументировать, что же помешало Президенту осуществить то, что он декларировал в 94-м, б) доказать, что стабильные деньги могут быть при нестабильной экономике (и что у нас нет скрытой инфляции), в) дать ответ на четко поставленный В.Пиховшеком вопрос о том, что сейчас делать нищему и безработному электорату — на что рассчитывать, куда прилагать энергию. Кое-где г-н Ющенко как бы проговаривался (конечно же, намеренно), а кое-где еще (пока?) молчал. Но уже одно то, что присутствие в студии «Эпицентра» хотя бы мало-мальски самостоятельно мыслящего государственного деятеля заставило многих журналистов забыть о своем профессиональном долге быть для власти «кусачими», и расплыться в подобострастии — многое говорит о том фоне, на котором уже и Ющенко кажется чуть ли не героем. Фоне личностном, профессиональном, нравственном...
Столь же веселая ситуация случилась и в субботнем «Табу» («1+1»). Ибо уже примерно на 5-й минуте дискуссии оппонентами — народным депутатом Сергеем Гмырей, представлявшем левых, и доктором наук Алексеем Плотниковым — было, по сути, все сказано по теме передачи: «Нужно ли Украине брать зарубежные кредиты?» Более того, оппоненты фактически слились в едином порыве. Сергей Гмыря, начав с песни за «упокой» кредитам, быстренько затем согласился, что плохи не кредиты сами по себе, а когда их дают (берут) под определенную политическую линию на кабальных условиях. В свою очередь, Алексей Плотников твердил о том, что кредиты молодому государству нужны, но для эффективного их использования необходимо изменить внутренне-политическую ситуацию в стране. Таким образом, «противники» единодушно (хоть и с разных сторон) и аргументированно разносили в пух и прах нынешний политический режим, с его экономическим бессилием. Что доказывало любопытную вещь. Позиция «против Кучмы», «против нынешней власти» способна сейчас объединить самые противоположные силы. Это бывало в истории уже не раз, когда некая общая цель локально солидаризировала даже непримиримых оппонентов (у нас так было, скажем, в 91-ом, когда под давлением обстоятельств независимость стала идеей как руховцев, так и левого большинства в парламенте). Когда общество загоняется в состояние бутылки, из которой жизненно необходимо выбраться и лебедю, и раку, и щуке — они на короткое мгновение соединяют усилия, чтобы пробка вылетела... Да, после судьбоносного хлопка они вновь разлетятся в разные стороны, даже баррикады, но... Дело будет сделано. Как слово было сказано и в самом «Табу» — несмотря на явные попытки Вересня дезавуировать неожиданно возникший радикализм передачи на почве неожиданно возникшего единства тех, кто, смею думать, по изначальному замыслу программы должны были «сами себя высечь» — не случайно же был приглашен в студию именно Алексей Плотников, работающий с Е.Марчуком, о невозможности объединения электората которого с электоратом левых так усиленно говорят пропрезидентские СМИ.
Что касается «кукол»... Конечно, на фоне последних «хитов» имиджмейкеров Леонида Даниловича — клипа, где ди-джей Леня кричит тинейджерам «Ви — майбутнє України», и мыльной оперы «Перший на першому» (УТ-1), «Великі перегони» — это просто шедевр. Это уже для интеллектуалов, которым не вталдычишь, что с Кучмой «мы разом побудуємо нову, квітучу Україну». Зато дать возможность «выпустить пар», постебавшись под девизом «зачем менять шило на швайку?» — это ж святое... Да, фрагментами украинские «куклы» довольно потешны. Да и Леонид Данилович — а не только прочие — предстает в них отнюдь не в роли душки или «своего парня», а этакого «монстрика» с сердцем, которому все не хочется покоя, газами и пулеметами... Но... украинские шаржи старательно списаны с клише президентских штабов: что, во-первых, все без исключения участники «великих перегонів», позарившиеся на «батькову пайку», — явно не лучше самого Батька, во-вторых, все у него в руках и способны электорат Кучмы разве что «надкусить»... Короче, чего суетиться, друзья? Все они (политики) друг друга стоят, но при нынешнем правителе можно мирно пить пиво, стебаться и «просвещать». «Задумайся, рабочий класс, что мы споем на этот раз? Кто больше всех обманет нас? Атас, атас...» — заявочная песенка «Великих перегонів» как бы про их пафос (или антипафос) все и сказала. Сатирический проект делается не с точки зрения интересов электората, а с точки зрения интереса то ли потрафить интересу Главного в стране кандидата и человека, то ли, во всяком случае, не затронуть всерьез его интересов. Стеб под пиво с оглядкой на бармена, отвечающего за положение краника в бочке с живительной влагой... Ну какие это «куклы» — где, в настоящих, московских, почти всегда, по большому счету, смех сквозь слезы?..
На фоне всей этой телевизионной идеологической суеты — Ольга Герасимьюк со своими «Версиями...» («1+1») ненавязчиво и спокойно, без лишней саморекламы, демонстрирует всем нам безусловный пример того, какой именно должна быть журналистика, на самом деле.
Первую программу нового сезона Ольга записала в Новоднестровске. В «мертвом» городе, где вместе с «замораживанием» строительства огромной ГРЭС «заморозилась» и жизнь. Тысячи людей остались без работы и средств к существованию. В воздухе этого города — ощущение катастрофы, потому что подземные сооружения ГРЭС должным образом не были укреплены, идет процесс медленного разрушения, и в любой момент гигантский оползень может спровоцировать техногенную катастрофу масштаба большего, чем Чернобыль.
Рефреном в передаче идут видеокадры раздачи хлеба в разных точках города. Хлеба, который срочно испекли, ночью, узнав о приезде телегруппы с Киева. Невозможно без душевной боли слушать то, о чем рассказывают люди в очередях за этим хлебом... И сами жители Новоднестровска, и съемочная группа «Версий» обращались в министерства и ведомства, в органы государственной власти. И что? А ничего — ответы были от: «знаем, но ничего поделать не можем», до «кто вам разрешил там снимать?» Когда здесь заболел молодой рабочий, в управлении его предприятия требовали справку о том, что он больной, чтобы только тогда, может быть, выдать какие-то гроши на шприцы и лекарства... Пока оформляли справку — рабочий умер... Даже за просмотр государственного канала УТ-1 этих людей вынудили платить деньги — потому что так оказалось выгодно кому-то из могущих решать...
Постепенно в передаче складывается образ не города — а страны, где людей не одним лишь голодом, но и беспределом унижений доводят до состояния рабов, узников концлагеря. Помани завтра таких людей обещанием их накормить — и они проголосуют за любого, кого им укажут... О кафкианских чертах украинского государства уже приходилось читать. Но лишь в передаче Ольги Герасимьюк довелось это увидеть в почти что сюрреально-реальном, объемном масштабе, в качестве законченного произведения тех, кому Кафка в нашей жизни чрезвычайно выгоден. И угрюмая, страшная, жестокая, жуткая мощь нарисованной создателями «Версий» картины делала вполне оправданным прямое обращение Ольги в финале передачи к тем, кто еще в нашем обществе «непереляканий»...
Да, действительно, такое возможно только в стране, где все решает страх — одних, и безразличие или цинизм — других. А лучшая среда для подобного «бульона» — отсутствие информации. Не случайно «линия фронта» на нынешних президентских выборах пролегла именно в информационном пространстве. Не случаен наглый демарш исполнительной власти и в отношении трансляции Дня правительства в парламенте... Не в самих по себе докладах премьер-министра или министра финансов, в конце концов, дело, а в принципе: может ли кто-то или что-то в этой стране вынудить-таки нашего Президента соблюдать законность и не препятствовать получению народом его страны объективной информации? Ответ на этот вопрос в большой степени может определить и, в конце концов, исход выборов. Это очень хорошо понимают и сам Гарант, и его окружение. Они слишком хорошо понимают, что их главный враг — правда. Просто правда о нашей жизни, которая бы становилась достоянием всего общества, которую могли бы соотнести и сопоставить жители Черкасс и Севастополя, Донбасса и Закарпатья, столицы и самого глухого села. В противном же случае эффект сталинских времен, когда обыватель верит в случайность, а не закономерность происходящего с ним или с соседом — срабатывает вновь и вновь.
Конечно же, за право контроля над информацией эта власть, этого Президента будет цепляться зубами — что засвидетельствовал и Владимир Долганов в передаче «Саме той» (УТ-1), вышедшей 22 сентября. А пример «Актуальной камеры» (СТБ) в среду же, где не было сделано ничего сверхъестественного, где просто дали слово в связи с вопросом о трансляции Дня правительства двум противоположным сторонам — народному депутату Александру Ельяшкевичу и представителю Президента в ВР Роману Безсмертному — продемонстрировал и другое. Как ни старался г-н Безсмертный оправдать действия исполнительной власти — прямой эфир и прямой диалог с оппонентом высвечивал и подмен понятий представителем Президента, и передергивания, и завуалированную — но ложь... А, значит, достаточно людям лишь дать информацию и возможность ее самим оценить...
Вместо пресловутых «Великих перегонов» — взять бы «1+1», да и поставить программу «Версии» Ольги Герасимьюк в эфир не в 23.15, а в прайм-тайм. Не думаю, что очень сильно бы при этом пострадал рейтинг канала, что показал, кстати, и опрос в передаче «Проти ночі», где подавляющее большинство зрителей на вопрос «Чего не хватает украинскому ТВ?» выбрало не позиции «развлекательные шоу» или «фильмы и сериалы», а позиции «острая информация» и «возможность общения». Народ — хочет правды, он уже готов слушать. Но осмелится ли в нашем телеэфире с ним кто-то говорить — о главном?