В эту субботу будет дан официальный старт предвыборной кампании. Но на телевидении по этому поводу, кажется, особой активизации не наблюдается. До сих пор ни одна из ведущих коммерческих телекомпаний не заявила о своих новых предвыборных проектах. То ли наше ТВ и без того достаточно-таки заполитизировано, то ли не определена внутриполитическая ситуация на некоторых телеканалах? В пресс-службах телеканалов-лидеров говорят, что у них и так достаточно программ о выборах, что они будут освещаться в обычном формате — ток-шоу, гость в студии, новости. Ничего специального. Похоже, единственный, кто уже заявил о намерении отличиться — Национальная телекомпания Украины. Как сообщил на прошлой неделе председатель ЦИК Ярослав Давидович, с третьего декабря на Первом канале будет выходить получасовая программа, которая будет информировать о ходе избирательной кампании-2006. Будет выполнять заказ ЦИК объединение общественно-политических программ НТКУ. На этой неделе как раз утверждали у президента НТКУ Виталия Докаленко концепцию новой программы «Учимся выбирать», которую будет вести журналист Юрий Мельничук (он, напомним, вел, в частности, и дебаты между кандидатами в президенты на выборах прошлого года). Формат «Учимся выбирать», как объяснила корреспонденту «Дня» заместитель директора Объединения и главный редактор программы Вера Бояренко — «гости в студии». Среди них — члены ЦИК, эксперты, политологи, юристы. Следовательно, велосипед УТ-1 не изобретает. Хотя выполнение такого предвыборного госзаказа ныне, по словам пани Бояренко, отличается от подобного прошлогоднего. Ныне коллектив свободен как в выборе формата программы, так и в ее информационном наполнении. Задача программы, по словам Веры Николаевны, — в форме ликбеза растолковать гражданам их основные права, обязанности во время выборов, особенности нового избирательного законодательства и тому подобное.
Авторы программы «Учимся выбирать» считают, что у граждан нет четких знаний об их функциях во время выборов, о том, как правильно отдать свой голос. «Учимся выбирать» должна направить выбор граждан в правильное, по мнению авторов программы, русло. Эксперт по вопросам телевидения и радиовещания Иван Мащенко утверждает, что за всю историю украинского телевидения подобных программ было очень мало. Поэтому он как избиратель ожидает от такой программы ответы на вопрос: чем же все-таки будущие выборы в Украине отличаются от других? «Такая программа должна разъяснить, каковы основные политические силы, и в чем состоит особенность каждой», — говорит Иван Гаврилович. — Должна быть четко выяснена позиция и особенности каждой партии, к чему они стремятся, и, самое главное, что они могут дать людям, исходя из предыдущей практической работы». Директор Института медиаправа Тарас Шевченко говорит, что на самом деле есть очень много вопросов, которые могут стать темами отдельных телепередач: например, порядок формирования избирательных комиссий, выдвижение кандидатов в депутаты, правила ведения агитации, составление и уточнение списков избирателей, порядок голосования.
В целом, несколько сомневаясь в отношении широких возможностей подобной программы, эксперты исключительно положительно оценивают инициативу ЦИК. Спорным остается только вопрос формата. По мнению господина Шевченко, программа для избирателей должна быть просветительской: рассказывать о положениях Закона о выборах, приводить примеры из практики, брать интервью у специалистов. «Дискуссионный формат подходит не сильно. Дискуссия — это хорошая форма для обсуждения спорных вопросов с целью представить различные позиции. Но дискуссия может, скорее, дезориентировать, чем разъяснить, если речь идет о законе», — отметил «Дню» Тарас Шевченко. Иван Мащенко, в свою очередь, указывает, что формат ток-шоу может подойти. Но возникает другая проблема — в стране не хватает шоуменов. Сможет ли Юрий Мельничук справляться с многокомпонентной и разнообразной аудиторией? Ведь, вспомните, как он довольно камерно выглядел во время прошлогодних дебатов кандидатов в президенты. Иван Мащенко рекомендует авторам программы для избирателей найти свою оригинальную форму, которая бы одновременно сочетала действие в кадре, привлечение зрителей по обе стороны экрана. Он считает, что такой проект будет малоэффективным, если просто приглашать экспертов, как это происходит в большинстве программ. «Ведь главная задача заказчика — ЦИК — привлечь внимание людей к избирательным урнам», — отметил Иван Мащенко.