Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свое кино» как акт последовательности

15 октября, 1999 - 00:00

Хочется высказаться в пользу последовательности. Если это касается украинского кинематографа, то о последовательности в его полноценном культивировании — от производства достаточного количества фильмов до их широкомасштабного и безошибочного проката — по «гамбургскому счету» речь может идти разве что в случае деятельности ВУФКУ. Эта аббревиатура, сегодня хорошо знакомая только историкам кино, значит — Всеукраинское фотокиноуправление. Слава ВУФКУ — это действительно мировая, действительно всесоюзная и действительно всеукраинская слава украинского кино 20-х — начала 30-х годов.

За прошедшие десятилетия на украинских студиях сняты сотни фильмов, пригодных для современной телевизионной демонстрации. Но необходимо иметь в виду и то, что телевизионные рейтинги уже никто не отменит, и в прайм-тайм могут попасть только наиболее выразительные жанровые картины прошлого. Судьба же подавляющего большинства отечественных лент, снятых в 60—80-е годы, — это маргинальные временные лакуны позднего вечернего, дневного или утреннего эфира, где им приходится искать своих почитателей. Другой вопрос — как подать, анонсировать, представить эти фильмы: просто «отработав номер» или, наоборот, с любовью?

Канал «1+1», задуманный и воплощаемый кинематографистами, продолжает относиться к родному кино и с любовью, и, на фоне других, наиболее последовательно. Каналом приобретен для телепроката пакет из нескольких сотен фильмов национальной киностудии имени Александра Довженко.

Показ последних, обретший нынешней осенью особую форму — в рубрике «Свое кино», сразу привлекает внимание.

Десять минут перед сеансом (а это были очень различные фильмы — «Аэроград» Александра Довженко, «Иду к тебе» Николая Мащенко, «Черная курица, или Подземные жители» Виктора Греся) — как красивые сюжеты славной памяти «Кинопанорамы». Их автор — Валентина Руденко, знакомая по «Глухомании», рисовавшей симпатичный, почти элегический портрет украинской провинции на страницах интеллектуальной «Телемании» Юрия Макарова. Кроме того, Валентина Руденко — блестящий кинорежиссер-документалист, автор чрезвычайно личностных фильмов «Без меня» и «Гагарин, я Вас любила». Она закончила Высшие сценарные и режиссерские курсы в Москве, где среди ее учителей был Ельдар Рязанов, один из лучших ведущих той же «Кинопанорамы». «Свое кино» Валентины Руденко — это колоритность и выразительная непринужденность, но и основательность и простота изложения кинематографических фактов. Из чего и как тот или другой фильм произрастал, как снимался, какова его судьба? Интересно и примечательно: невзирая на то, что центральным и непосредственным героем каждого из сюжетов выступает постановщик ленты, в диалоге с ним Валентина Руденко обязательно проявляет актеров, которые всегда для зрителя являются визиткой фильма, его душой. Точный и профессиональный ход.

Посему, пока не поздно, а также зная привычку телевизионщиков — размагничивать отработанные выпуски программ, хотелось бы предложить внетелевизионное продолжения проекта. Ведь таким образом и в такой форме может сложиться уникальная история украинского кино, собственно, ее популярный видеовариант.

Кино надо знать — изучать в школах и университетах, как литературу. В мире это давно постигли и так делают. А кино отечественное, в любом случае рассказывающее о духовной жизни твоего народа, о его истории, мечтах и грезах — оно интересно тем более. Как справедливо отметила Валентина Руденко в первом выпуске программы, свое кино мы любим больше всего, даже если это не осознаем...

Ольга КАЛУГА, КІNО-КОЛО специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ