Чего-чего, а размеренности и предсказуемости от украинских телевизионщиков ждать не приходится. В мировой практике телепремьеры приурочивают к Новому году и к началу осени. Но, поскольку Совет Европы деятельность нашего телевидения не регламентирует, весну сюрпризов сменяет осень сюрпризов. В начале года новые передачи появлялись в связи с предвыборным улучшением финансовой обстановки — у кого в феврале, у кого в апреле. Сейчас — другая логика. Количество новых проектов позволяет растянуть удовольствие подольше. Во всяком случае, такую тактику выбрали по крайней мере три ведущих канала — «Интер», «1+1» и «Новый». Причем все они собираются публику прежде всего развлекать. Еще одна общая тенденция — фонтанирующее изобилие возникло вследствие сотрудничества с российскими партнерами. Благодаря почти родственным отношениям СТС и «1+1» последнему досталось и «Кресло» , и «Гарем» , и «Свидание вслепую» , и «Полшестого» , и в качестве большого не то вопросительного, не то восклицательного знака «Большой Куш» . «Новому» от этих щедрот остались забракованные «Окна» и не оцененная по достоинству (судя по дневному времени трансляции) передача НТВ «Принцип Домино». Серьезная конкуренция «Большой стирке» ОРТ- «Интер» . На подходе последний хитовый проект России «Русское чудо» (REN-TV) . Этот веселый десант с Востока и задает тон нынешнего телесезона. Однако сама тенденция резкого уменьшения производства украинских программ не радует.
Разум следует за эмоциями. После такого фейерверка надо переварить впечатления и разложить их по полочкам. Попробую сделать это с помощью анахроничной пятибалльной системы. Разумеется, деление условное и не претендует на истину в последней инстанции.
Отлично. Первая доблесть новостей — оперативность. Не прошло и часа после захвата в понедельник одиозной тройкой депутатов аппаратных на УТ-1, как «Факты» ICTV вышли в эфир с прямым (телефонным) включением. На месте оказался неутомимый Витя Сорока.
В связи с этим вспомнились экстремальные события 16 сентября. Оппозиционные газеты облаяли ТВ новости, не ставшие прерывать программу спецвыпусками. Не удивительно — было бы неразумно представлять трибуну людям, которые в слепой жажде власти готовы посягнуть на общественное согласие. Следующий шаг со срывом новостей УТ-1 уже свидетельствует об откровенной панике в их рядах. Господь хранит Украину, и государственную «лодку» раскачать не удалось. К чести большинства журналистов, они занимают взвешенную позицию.
Хорошо. Начало новый сезон «Двойное доказательство» («1+1») . Первая дискуссия была навеяна наводнениями в Западной Европе. Находкой для авторов стал один чудак, который утверждал, что вследствие подрыва верхней плотины Днепровского каскада сработает «принцип домино» и снесет все остальные плотины. Днепр превратит пол-Украины в болото с радиоактивными добавками вредных производств. Призрак катастрофы растаял, когда выяснилось, что электростанцию советской прочности подорвут не меньше сотни тонн взрывчатки. Режиссура, как всегда, безукоризненна. Только мне показалось, что два ведущих для «ДД» многовато. Для того, чтобы дирижировать прениями, достаточно ведущего в амплуа модератора — авторитетно неторопливого Анатолия Борсюка. Ведь «возмутителями спокойствия», помимо Корчинского, выступают сами участники диспута. А Дмитрий с его президентскими амбициями и кинжальным остроумием способен потянуть отдельный проект.
Вторую передачу «ДД» можно назвать гражданским поступком. В обществе так открыто и аргументированно еще не обсуждалось, что аварии на украинских шахтах могут быть диверсиями. Реплика Борсюка рискует превратиться в пословицу: «Если Бог хочет наградить страну, то дает ей нефть и газ. А если наказать — угольные шахты».
Помесь «Первого миллиона» с «Русской рулеткой» дала вполне жизнеспособное «Кресло» («1+1») . Его ведущий Федор Бондарчук не спекулирует страхом, не шутит надрывно, не муссирует тему денег. Хотя, как и в каждом франчайзинговом проекте, этот пучок сена держат перед каждым осликом. Как и в каждом новом проекте. Надо осваивать загадочную терминологию: стоп-сердце, стабилизация. Передача выигрывает от отдельного видеопредставления каждого игрока. 38-летний юрист пришел с мамой, но не оставляет мечты жениться на любимой. Другая участница вышла замуж на третий день знакомства, но счастлива в браке. Вопросы несложные, но чтобы выиграть, надо быть от природы флегматичным человеком и демонстрировать стабильный пульс. Но идут все кому не лень, рассчитывая на приключение. Это и предлагается. В первый раз игроков пугали петардами. А в американской игре для одной особенно спокойной дамы выпускали крокодила.
Неплохо. Но согласитесь — до «Что? Где? Когда?» или даже до «Своей игры» (НТВ) дистанция огромного размера.
Посредственно. Трудно пройти мимо этого экстремального грузина, который способен на все, лишь бы прославиться. Негодование общественности входит в планы маленького гиганта большого шоу Отара Кушанашвили. «Большой куш»(«1+1») — праздник кича, мелкой подлости, грязных подробностей и прочих канализационных прелестей. В теплой телевизионной грязючке согласны побарахтаться масса известных и подзабытых персон. Публика, получающая свою долю «оплеух», довольно аплодирует. Впрочем, зрелище по-своему органичное и, похоже, пародирует другое нашумевшее шоу. К тому же оно знает свое место и выходит ближе к полуночи.
Неудача недели. Выбивается из общего ряда документальный фильм «Азовмаш — жемчужина украинского машиностроения». Видимо, вместо заказного торта или памятного «Ролекса» друзья решили подарить директору завода фильм на УТ-1. Рассказ о нерядовом украинском заводе превратился в сагу о славном руководителе с сахарными интонациями диктора. Только у такого фильма узкая целевая аудитория из родных и близких сталелитейщиков.
Но это единичная неудача. Ток-шоу «Окна» («Новый») неделей не ограничится. А. Роднянский от него отказался. Но низкопробное шоу обосновалось на российском ТНТ. А руководитель «Нового» А. Ткаченко и вовсе считает это удачей своего канала. Еще бы — скандальное семейное ревю поднимает рейтинг. Каждая из трех семейных историй превращается в бурную сцену. Зверомама, домашняя порнография, невеста-трансвестит и так без конца, с истинно русским размахом. «А из нашего окошка — вся Россия понемножку», — радуется ведущий Дмитрий Нагиев. Хорошо. А нам это зачем? В жизни половина из этих ситуаций закончилась бы кровавой развязкой. В одной из драк на программе пострадал Нагиев, получив сотрясение мозга. Участники сценок уже со второй фразы рвут голос и машут кулаками. Очевидно, что это актерская инсценировка, но публика в студии охотно смакует подробности. Если прародительницу «Окон» «Мою семью» называли позором РТР, то что же сказать про это семьененавистническое развлечение? Остается горестно вздохнуть и обвинить времена и нравы.
Очередной телевизионный сезон начался. Готовьтесь к новым сюрпризам.