Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тайная киносвобода

23 января, 2015 - 12:14
ИВАН МИКОЛАЙЧУК КАК «ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК УКРАИНСКОГО КИНО» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

В ночь с 25 на 26 января в 01.35 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и неигровой фильм сценариста Людмилы Лемешевой и режиссера Сергея Лысенко «Тайная свобода», посвященный украинскому авторскому кинематографу 1960—1990 годов...

«Тайная свобода» — особенный фильм, который представляет собой повествование-размышление об украинском кинематографе. Это документальная лента, идею, сюжет и сценарий которой взлелеяла Людмила Лемешева, кинокритик, знаток украинского кино 1960—1990 годов.

Собственно, об этом украинском кинопериоде, о фильмах и их творцах и идет речь в картине, которую снял кинорежиссер Сергей Лысенко. И, безусловно, флагманом того кинематографа, рожденного так называемой идеологической «оттепелью» в СССР и возможностью голоса для правдивого украинского искусства, стала незапамятная картина Сергея Параджанова «Тени забытых предков».

Задумывая будущую документальную ленту, Людмила Лемешева намерилась «создать коллективный автопортрет украинских режиссеров одного кинематографического поколения. Но так, чтобы в нем, как в матрешке, оказался скрытый портрет более-менее общего для них типа героя, в чьей судьбе угадывается духовный опыт уникальных времен, которые закончились на наших глазах».

И назвала этот опыт «опытом индивидуальной свободы в несвободном обществе», считая самым значительным и мятежным событием прошлого века. А драму поколения, которое в самом начале получило глоток свободы и последующие надежды на нее, почувствовала не только, как социальную и идеологическую, что само собой разумеется, а как экзистенциальную. Украинское же кино, безусловно, разделило эту драму со всем обществом.

В поле зрения «Тайной свободы» органично попадают творчество и фигуры таких выдающихся украинских кинематографистов упомянутого периода, как Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Кира Муратова, Леонид Осыка, Иван Миколайчук, Роман Балаян и другие, которых Людмила Лемешева называет «последними романтиками украинского кино». С уверенностью, что каждый из них заслуживает на отдельное кинодокументальное, и не только, исследование о себе.

В конечном итоге, в прошлом году уже вышел игровой фильм с красноречивым названием «Параджанов» режиссеров Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна — попытка рассказать о судьбе киногения, «опасно свободного человека».

В картине же Людмилы Лемешевой и Сергея Лысенко сделана интересная попытка поиска и изображения украинского кинотворца — коллективного героя, поиска признаков коллективной судьбы этих раскованных индивидуалистов, которыми не могут не быть правдивые люди искусства. Но что-то их делало одним поколением...

В фильме-исследовании «Тайная свобода» — и это стоит подчеркнуть — идет речь о творцах-авторах, тех, кого прописывают или по адресу «украинского поэтического кинематографа», или по какому-то другому, но достаточно определенному. То есть, речь идет об искусстве самовыражения.

Ведь, следует согласиться с мыслью, как это ни парадоксально, но художник-индивидуалист, говоря о себе самом, в действительности рассказывает о своем времени. Улавливая самые тонкие вибрации мира, он их по-особенному оформляет, он творит мифологию. И зритель, общество начинают видеть и воспринимать мир глазами художника.

Владимир ВОЙТЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ