Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театр телеабсурда

13 июня, 2003 - 00:00

Не хочется награждать ток-шоу «Окна» с Дмитрием Нагиевым («Новый канал») эпитетами «беспрецедентное» или «отвратительное», но это шоу действительно вызывает сильные эмоции. У здоровой части телевизионной публики — естественно, негативные. Характерно, что ругают его и постоянные зрители. С деланным негодованием восклицают — мол, во вторник была особенно отвратительная сцена. Причем в интонации чувствуется какое-то странное удовлетворение. Возможно, людям приятно видеть, что персонажи «Окон» патологически порочны, и как бы человек низко ни пал, можно включить телевизор и обнаружить примеры покруче.

Конечно, у появления такого «беспредела» на экране есть своя предыстория. К пошлости приучали небольшими дозами. Семейные и межполовые отношения в скандальном ключе сначала исследовали «Моя семья» (производство РТР) и «Большая стирка» («Первый канал»). Эти программы российские телекритики называли позором каналов. Но руководство телеканалов, обычные зрители (судя по рейтингу), не говоря уже об известных людях, охотно посещавших эти сборища, видимо, думали иначе.

Даже если разговор идет о прыжках с парашютом, Андрей Малахов непременно переводит стрелки на физиологические ощущения. И, спрашивая, с чем можно сравнить ощущения во время прыжка, предлагает недвусмысленный вариант. «Большая стирка» стала неприлично популярной и поэтому выросла до события прошлого телевизионного года. Впрочем, ежедневный карнавал этой популярной передачи скорее развлекает, чем оскорбляет чувства публики.

Следующий этап растления аудитории — «Большой Куш» — позиционировался как пародия на «Стирку», но оказался уже за гранью хорошего вкуса. Отар Кушанашвили выискивал компромат на известных, и не очень, людей и «раздевал» героев в эфире. Причем значительная часть раскрученных личностей были (во всяком случае, до программы) его личными знакомыми. Сколько правды и сколько сфабрикованных историй было в этих «боях в грязи» — неизвестно. В передаче, которую мне удалось досмотреть до конца, Амаяк Акопян обманул чувства девушки из провинции, но я до сих пор теряюсь в догадках, правда ли это или фокусник сам попался в сети иллюзиона Кушанашвили. Помнится, этот проект спровоцировал дискуссию и в украинской прессе. Мнения были полярными, и в «Вопросе «Дня» «Куш» называли и самопародией, и остроумной пародией на современное телевидение. Примечательно, что ведущий не пытался приукрасить зрелище, а публику в зале открыто обвинял в порочном любопытстве и обращался соответствующе. Может, поэтому и сошел с дистанции.

В этом сезоне лавры скандальнейшего перешли к ежедневному проекту российского канала СТС «Окна». Но публике здесь отведена роль участника и судьи, а самому проекту роль чуть ли не психологического тренинга и школы жизни. Ведущий и по совместительству «мировой судья» Дмитрий Нагиев отчитывает и рассказывает, «как надо» поступать. В каждой программе по три сюжета, и их даже пересказывать неловко. Особенно популярны кровосмесительные сюжеты. Прямо в студии близкие люди «узнают» друг о друг невозможные, с точки зрения общепринятой морали, вещи. «Узнают» в кавычках — поскольку сюжеты явно сочинены, и ни для кого не секрет (кроме разве что самых наивных зрителей), что в роли семейных скандалистов — провинциальные актеры. С нескрываемым восторгом на сайте «Нового канала» шоу преподносится как «правда жизни», и даже «школа жизни», способ «выпустить пар». И лицезреть это предлагается не через «замочную скважину, а в широко открытые «Окна»». В широком ассортименте предлагаются драки — без них передача не обходится. Красавчик Нагиев в этой обстановке — как рыба в воде. В передаче российского канала ТВС «Без протокола» он признавался, что «если мне отвечают грубо, то я отвечаю на порядок грубее, могу ударить» (разумеется, такие кадры вырезаются, чтобы сохранить имидж ведущего).

Популярность этого дьявольского театра абсурда могут объяснить социологи. Поразительные данные приводил на страницах «Дня» директор Института социологии НАН Украины Е. Головаха. Большинство украинцев оценивает окружающих как людей непорядочных и не заслуживающих доверия. Социальный цинизм стал массовым. За 12 трудных лет перестройки общества произошла «моральная революция», и граждане стали ценить материальную выгоду выше человеческого достоинства.

В этом легко убеждает другая передача «Нового канала», которая так и называется — «За деньги!». За небольшие суммы (гривен 40 — 60) люди соглашаются на странные, но унизительные задания. Молодые девочки под прицелом камеры снимают трусики и закапывают их в земле, а другая молодая особа, стоя на коленях, слизывает с садовой скамейки изрядную порцию горчицы. Надо полагать, зрителям эти зрелища по душе. Как тут не воскликнуть — «О времена, о нравы!». За деньги телевизионные каналы готовы снимать и показывать сомнительные шоу, а их участники — срывать с друг друга парики, ругаться, драться, швыряться предметами, продавать детей.

И все же кто-то должен озаботиться тем, что происходит на экране всеукраинского канала. А если Госкомитет по телевидению и радиовещанию, Нацсовет по вопросам ТВ и РВ, выдающий лицензии телеорганизациям, различные журналистские союзы и ассоциации не в состоянии повлиять на ситуацию, то, возможно, следовало бы создать специальную комиссию (подобно той, что существует в Великобритании), которая следила бы, чтобы программы на общенациональных каналах, по крайней мере, не оскорбляли человеческого достоинства.

Те же социологи утверждают, что у нашего общества с ростом благополучия есть шансы стать лучше. Тем более, что незыблемыми остались традиции уважения к истинным профессионалам. Хорошо было бы, если бы телевизионные профи не подтачивали последнюю надежду на возрождение нравственности.

Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ