Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Теле-топ «Дня»

Мы отмечаем лучшие, по нашему мнению, программы и идеи на украинском телевидении и общаемся с их авторами
25 декабря, 1996 - 21:13

Украинский телемир уже давно говорит, что ждет появления общественного телевидения. Да, ждет. Но не готовится. Тем временем факт появления такого вещателя ничего не изменит. Чем будет наполнен его эфир? Наработаны ли соответствующие форматы программ? Достаточно ли сегодня интересных телеличностей, которые могли бы не играть в «говорящие головы», а создавать новые смыслы? Общественное телевидение должно не просто существовать, а быть востребованным и интересным для зрителя.

«День» составил собственный рейтинг программ и лиц украинского телевидения, которые, по мнению редакции, гипотетически могли бы стать частью общественного вещания в Украине. Кое-кому наша выборка может показаться неожиданной или неполной, но мы не претендуем на всеохватность, не пытаемся создать рейтинг самых рейтинговых. Это просто некоторые программы и личности, которые создают представление о том, каким может быть украинское телепространство, ориентированное на общество.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. СЕРИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Сергей БРАТИШКО, документалист, телеканал «ТОНИС»:

— Документалистикой я начал заниматься еще в Донецке, на телеканале КРТ. После этого у меня был проект «горячей» линии, т.е. криминал. Когда уже через год-полтора я начал слушать шансон, то понял, что что-то здесь не то... Поэтому взялся за историческую документалистику. По первому образованию я историк. Тематика моих фильмов широкая — начиная от археологии и заканчивая борцами за независимость, которых мы называем диссидентами. Точно я не подсчитывал, но при моем участии снято около 30—40 фильмов. С исторической документалистикой случаются проблемы. У главного консультанта цикла о Второй мировой войне «Цена победы» Виктора Короля, доктора исторических наук, профессора, были серьезные проблемы — его едва не уволили из университета. Это произошло по поводу статистики потерь Украины во Второй мировой. Потому что мы посмотрели на войну не через генеральские бинокли, а через призму тех людей, которые видели ее лично.

Сейчас я работаю над новым проектом, замысел которого родился еще четыре года назад. Он называется «Лицо купюр» и посвящен тем людям, которых вы ежедневно видите на купюрах. От Владимира Великого до Михаила Грушевского. Главный режиссерский ход — рассказать неизвестное об этих людях, но сквозь призму их отношения к деньгам — как они зарабатывали, как экономили. Когда я еще учился на историческом факультете, в обращении появились гривни. Мне было интересно, почему именно этих людей изобразили на банкнотах и как они сами относились к деньгам. Вот, например, Сковороду, который говорил: «Мир ловил меня и не поймал» (т.е. был бессребреником), разместили почему-то на самую крупную купюру. А Владимира и Ярослава, которых смело можно назвать «князьями-предпринимателями», — наоборот, на купюрах самого маленького номинала. А именно они первыми начали чеканить собственные украинские монеты. На монетах Владимира есть даже его изображение. А Ярослав фактически начинал карьеру как государственный преступник: он отказался платить отцу 2 тысячи из заработанных в Новгороде средств. Леся Украинка и Иван Франко вынуждены были работать журналистами, чтобы зарабатывать на жизнь. В письмах Леси Украинки даже есть выражение, что материальная независимость дает творческую независимость.

Проект «Лица купюр» не возник как реакция на кризис, но совпал с ним. Сейчас он находится в процессе производства. Огромный кусок уже снят. Там много постановок, фотографий, мемуаров. Надеюсь, проект выйдет уже в следующем году на телеканале «Тонис».

Христина СТЕБЕЛЬСКАЯ, руководитель проекта «Между нами», Первый канал:

— Мы получаем много писем, телефонных звонков, есть контакты с представителями многих общественных организаций, ассоциаций, конгрессов. Проект получил и международную огласку, нам пишут представители различных посольств, чтобы мы наши фильмы адаптировали на родной им язык и их можно было показать на тамошних общественных, государственных, частных каналах.

У меня телевизионный ген внутри, поэтому мой телевизор не выключается дома практически никогда. Я должна видеть работу своих коллег, анализировать ее, взвешивать как работает сетка вещания Первого Национального в контексте общеукраинского эфира. Я заглядываю также на CNN, BBC, DW, наблюдаю за российскими телеканалами. И в ближайшее время мы предложим стратегию Первого национального канала в контексте общемирового пространства.

Татьяна БОРИСПОЛ, завотделом документального кино на канале «Культура»:

— Мы снимаем документальные программы для рубрик «Скрижали нашей истории» и «Наш край». Это история, архитектура, события, которые связаны с нашей страной, сакральная тематика, выдающиеся персоналии, которые прославили Украину. Есть много откликов в прессе в отношении наших фильмов. Недавно российская «Комсомольская правда» отметила наш канал как представляющий украинское телевидение. Потому что, по крайней мере, здесь можно посмотреть и украинскую классику, и передачи об Украине как государстве вообще, послушать украинскую музыку. Во-вторых, это конкурсы. Я в этом году сама выиграла три конкурса. Кроме того, от МИД России к нам поступило предложение сотрудничества с российским каналом «Культура». Как раз сейчас мы этим занимаемся — отбираем программы, которые сможем им предложить.

«О СВОИХ, А НЕ НАВЯЗАННЫХ ГЕРОЯХ»

Наталья ФИЦИЧ, автор программы «Открытая зона», Первый канал:

— На нашу программу есть реакция зрителей, они пишут, обращаются к нам, звонят, просят диски. Часто есть обратная связь с непосредственными героями, которых мы снимаем. Ведь мы пытаемся рассказать о человеке не с точки зрения сенсации, как это сейчас принято. Очень часто наши герои вызывают интерес в первую очередь своей духовностью, внутренней силой, которая в них заложена. Очень часто в моих фильмах фигурируют пожилые люди. Я практически в этом жанре работаю одна. И этих людей хочется охватить всех, зафиксировать их, они такие, они настолько талантливые, сильные, что вызывают восторг и желание делать что-то дальше.

Галина КРИВОРЧУК, директор продюсерской студии «Виател», производителя программы «Игра судьбы» («5 канал»):

— У нас существует связь с телезрителем. Через «5 канал» люди находят телефоны нашей студии и звонят. Это происходит последние два года, когда наш проект стал достаточно регулярно выходить в эфире. Звонят и восторженные зрители, пишут и те, кто нашел какие-то неточности в исторических материалах, хотя это было один раз. Но география связи со зрителем очень широкая. Нам звонили украинцы из Чернобаевки Черкасской области и из Швейцарии, из Черновцов и из Киева. Наши программы видели и в Монголии, и в Париже. И нас извещают об этом. Поэтому мы и продолжаем работать. На сегодняшний день мы отсняли уже 65 фильмов. В нашем сценарном портфеле на следующий 2009 год готово для съемок 15 сценариев. Последние два года команда нашего проекта во главе с главным продюсером Василием Витром практикует премьерные показы фильмов «Игры судьбы» в тех местах, где они снимались. Мы показывали эти фильмы в кинотеатрах Львова, Ялты, Черкасс, Чернигова, Белой Церкви, Прилук, Хмельницкого и Киева. В этом мы также видим обратную связь со зрителем — непосредственный контакт, во время которого от зрителей звучит настойчивый вопрос: «Где можно купить фильмы из проекта «Игра судьбы»? Пока что мы не можем порадовать своих сторонников тиражом DVD. Зато растет количество региональных телеканалов, которые уже приобрели права на показ нашего сериала. И это не только традиционный украиноязычный запад Украины. Это телеканалы Донецкой, Луганской, Одесской, Херсонской, Полтавской, Черкасской, ну и, конечно, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Хмельницкой и Тернопольской областей.

Вот вам и ответ — нужен ли наш проект. Убеждена, что нужен, потому что он отражает стремление украинских зрителей смотреть фильмы о своих, близких им героях, а не о чужих, навязанных им насильственно.

Марина БОНДАРЕНКО, автор «КНИГА.UA», Первый канал:

— Я не хочу смотреть украинское телевидение и вообще любое телевидение. Даже Discovery. Но я вынуждена это делать, ведь это связано с моей работой, я должна смотреть политические ток-шоу в прямом эфире, должна знать, что и где происходит в стране. Это часть моей работы. Для собственного удовольствия я читаю книжки. Мне не хватает интеллектуального уровня программ и шоу. К большому сожалению, украинское телевидение имеет тенденцию к попсовости, интертеймент сплошной. Это мне кажется неправильным.

«ЖУРНАЛИСТСКОЕ ЛЕЗВИЕ». РАССЛЕДОВАНИЕ

Наталья ФРАНЧУК, ведущая «За окнами» (канал «СТБ»):

— Зритель программы «За Окнами» — еще тот критик. Зрители реагируют, потому что мы поднимаем социальные темы. Каждый сталкивался с чиновниками-взяточниками, лежал в больнице или пытался устроить ребенка в детсад. Поэтому звонят по телефону и пишут после каждой программы, чтобы высказать свое видение проблемы. И не всегда оно такое же, как у журналистов. Но когда едешь в общественном транспорте, а там обсуждают один из сюжетов программы «За Окнами», высказывают собственные мысли, спорят на весь троллейбус — это наилучшая реакция зрителя.

Мыкола ВЕРЕСЕНЬ, ведущий «Попередження з Миколою Вереснем» (Первый Национальный):

— Я хочу, чтобы телевидение уважало зрителей. У меня такое впечатление, что во всяком случае в Украине телевидение зрителей не уважает, и этот феномен делает меня в определенной степени ироничным. Например, когда мужчина или женщина ухаживают или хотят понравиться друг другу, они не относятся к противоположному полу пренебрежительно. В телевидении мы наблюдаем обратное. Ты хочешь, чтобы тебя любили, но не хочешь любить сам.

«ТОЛКИНГ», НО С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ

Дарка ЧЕПАК, шеф-редактор шоу «Савик Шустер Студиос», который производит «Шустер Live», телеканал «Украина»:

— Мы стремимся делать шоу с живыми историями, «человеческим лицом», с ведущими и соведущими, которых зритель комфортно принимает в свою семью не только как talking heads («разговаривающие головы»), а как понятных и близких людей — которые шутят, проявляют эмоции, короче говоря, как членов семьи. Собственно, этого мне не хватает сейчас на главных каналах, а больше всего — в новостях, где в последнее время исчезло большинство лиц, которым зритель привык доверять.

Очевидно, мы, в первую очередь, ориентируемся на рейтинги — как и все, плюс к этому — на нашу аудиторию, которая работает в студии. По их реакции сразу же видно, какие темы для аудитории сегодня интересны. Очевидно, мы проводим также тематические опросы этой аудитории, чтобы проверить актуальность того или иного вопроса. Ведь для того, чтобы удержать зрителя, к тому же в условиях такой жесткой конкуренции, нужно не только быть актуальными, искать важные темы, но и быть на шаг впереди и искать новые журналистские решения. Так, в этом сезоне мы сделали несколько экспериментов и нововведений в формате — это обязательное включение из регионов и положительное музыкальное окончание программы, а также — показы мод в прямом эфире, и концертные номера лучших исполнителей, и диалог в прямом эфире между политиками и представителями различных групп — от медиков до бизнесменов. Готовим новые решения и для нового сезона.

ЦЕННЫЙ ПОЗИТИВ. ПРОГРАММЫ О РАДОСТЯХ ЖИЗНИ.

Игорь ЗАХАРЕНКО, ведущий программы «Феерия странствий» («5 канал» «Сити», спутниковые и региональные каналы):

— Для детей, к сожалению, очень мало качественных передач. Поэтому мы, например, планируем снимать туристическую передачу для детей — «Феерия странствий» для детей». Разработана концепция; уже снято несколько передач. На Новый год планируем сделать еще несколько программ, а потом будем монтировать. В январе сделаем пилот, потом предложим каналам. К марту надеемся выпустить 10 передач. В программах будем рассказывать о каком-либо городе мира и то, что в нем интересно детям — развлечения, например. Хотим сделать акцент на том, что родителям стоит путешествовать вместе с детьми. Надеюсь, что телекомпании заинтересуются. К сожалению, наши каналы не только не платят деньги за передачу, а хотят, чтобы мы им платили.

Телевидение должно учить, нести добро, свет, что мы и стараемся делать в нашей передаче. Необходимо показывать, что жизнь прекрасна и радоваться каждому мгновению.

Сейчас также много говорят о языке на телевидении. Я думаю, что все фильмы следует транслировать на языке оригинала, а титры размещать внизу, как это делается в европейских странах. Тогда люди и иностранные языки будут учить с удовольствием.

Здесь есть две стороны медали. Я знаю многих людей, которые смотрят нашу передачу в Украине, Франции, Германии. Часто мне звонят по телефону из различных уголков мира, комментируют на форуме, пишут письма благодарности, даже на улице уже узнают. Однако, с другой стороны, бывают не очень хорошие отзывы. Обвиняют, что я езжу по миру за их деньги. Скорее всего — это завистливые конкуренты, поэтому на такие комментарии мы пытаемся не обращать внимание, и, как говорят, караван идет дальше. Я понимаю, что есть многие люди, которые ничего не делают. А вместо того, чтобы делать добро, они занимаются деструкцией.

Однако позитива больше, и это радует. Вскоре передачу будут транслировать около 30 каналов. Это «5 канал», «Сити», спутниковые каналы «Світ», «Телевсесвіт», «Турбюро», «Славянский канал», УТР, региональное вещание. Программа интересна для телекомпаний, потому что выходит на украинском языке и достаточно пристойная. Поэтому мы собираемся продолжать работать и будем снимать все больше и больше.

Даша ШАПОВАЛОВА, ведущая программы «Мода с Дашей ШАПОВАЛОВОЙ» (муниципальный канал «Киев»):

— Что касается программ о моде — существует много интересных зарубежных интернет-проектов, их я смотрю постоянно. Например, видеоролики редакторов моды газет The Daily Telegraph и International Herald Tribune или так называемые подкасты из различных сайтов о моде. Они очень информативные и полезные, особенно для людей, которые интересуются модной индустрией. Относительно украинского телевидения — ему не хватает стиля.

Я очень надеюсь, что зрителям нравится то, что я делаю. Тем более, что моя цель — сделать не очередную программу о красивой жизни, а качественный продукт на тему моды, которая тоже может быть искусством. Значимость программы ощущаю по рейтингам — они со временем увеличиваются.

ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ

Игорь МОЛЯР, автор программы «Автопарк», канал «ICTV»:

— Во-первых, я должен сказать, что если вы принадлежите к нашей аудитории, значит у вас очень хороший вкус. Во-вторых, вы знаете, чем отличается украинское телевидение от черно-белого? А ничем. Поэтому мы пытаемся делать именно телевидение — не о машинах, а с помощью машин. В этом, собственно, и есть небольшой творческий секрет. Но 15 лет делать телевидение — это значит следить за изменением аудитории и времени. Именно это соотношение, это пересечение мы и отслеживаем. В течение последнего десятилетия «стаф», который начинал делать «Автопарк» и который продолжает его делать сейчас — это абсолютно разные показатели, и я думаю, возможно, именно в этом и есть залог успеха.

Я работаю для тех людей, мнение которых ценю и я думаю, что их больше, чем трое-четверо возле одного телевизора. По «пиплметру» наша аудитория составляет около 10 миллионов телезрителей в месяц. Раньше было больше — около 20 миллионов ежемесячно, но времена меняются.

Маша ТОМАК, «День», Оксана БАКАЛЕНКО, Мария СЕМЕНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ