Человеку, и это очевидно, свойственны не только разум, но чувства. В определенном смысле чувства первичны. Ведь мы познаем мир линейно — сперва воспринимая информацию о мире «наощупь» — глазами, ушами, тактильно, на запах и даже на вкус. И лишь потом мы осмысливаем то, что почувствовали.
То же самое касается телевидения: сперва люди реагируют на изображение, а уже потом вдаются в содержание и детали. Хотя зрительский глаз уже обрел матерость профессионального аса-наблюдателя, поэтому в мельтешении каналов при обыденно-автоматическом переключении способен мгновенно выделить качественный продукт. Столь часто встречаемая у людей дисгармония во внешнем и внутреннем содержании, для телевизионного пространства — редкое явление. Это объясняется тем, что художественное оформление телекартинки является продолжением, визуальным воплощением основной идеи, стиля и общего информационно-развлекательного посыла ТВ-вещателя. По ней даже можно определить — насколько канал идет в ногу со временем. «Мы не можем быть вне моды, — поясняет арт-директор канала, руководитель компании «1+1 Видеодизайн» Ольга Захарова, — потому что дизайн — это упаковка, а упаковка должна привлекать внимание, соответствовать современным тенденциям, чтобы не быть вторичной. Чтобы мы не потеряли зрителя. Поэтому мы стараемся отслеживать все тенденции и быть «в ключе». Иногда у нас получается даже предугадать что-то».
Об эволюции ТВ у нас говорят часто и много — это то, что бросается в глаза, благодаря новым тенденциям, форматам, подходам и телепроектам. Об эволюции теледизайна слышать приходится не часто, хотя именно он первичен в логической цепочке зрительского восприятия. В этом году отдел дизайна «1+1» отмечает свой 10-летний юбилей, поэтому, можно сказать, что этапы развития данного направления в Украине совпало с вехами «взросления» арт- команды канала «1+1». Когда в его эфире появились первые межпрограммные эфирные ролики, еще даже не существовало понятия «бренд». «Не был даже описан образ канала, — рассказывает Ольга Захарова. — Существовал только вкус и четкое структурное видение в голове генпродюсера Александра Роднянского, который позволил нам воплощать все мартенговые и бизнес-идеи в рамках одного канала. Слоган «Ты не один» появился уже потом».
Отдел дизайна был создан в тот момент, когда канал как телевизионное явление, осознал необходимость производства собственных программ, в том числе и новостей. Спустя год после первого появления в украинском эфире логотипа «1+1», команда Захаровой занялась оформлением и самого канала, и ТСН, а также программ «Телемания», «Проспорт», музыкального формата «Песни года» и «Киномании», позже переименованной в «Империю кино». На первых этапах дизайнерские работы в основном находились в сфере монтажных решений, но даже с учетом «первых шагов» — это было заметное явление. Фурор произвела программа «Табу з Миколою Вереснем», где в промо-ролике был снят обнаженный ведущий в одном белье, робко прикрывающий мужское достоинство своей знаменитой шляпой. Уже тогда это было достаточно смело, даже для творческого эксперимента. Но, по словам арт-директора, наверное, именно так и закладывался их творческий почерк. «Есть одна очень категоричная, но точная фраза, — замечает он. — На одной из конференций известный нью-йоркский дизайнер Миха Рисс сказал: «Если Вы хотите делать что-то для себя, для собственной самореализации — это путь художника в искусстве. В жесткой форме это называется самоудовлетворением — в искусстве вы можете удовлетворять себя бесконечно. Это не дизайн. Дизайн — это любовь, которая делается для миллионов, и этим он отличается от высокого искусства». В нашей команде не удержались люди, которые не понимают основного предназначения дизайна, а именно — служить зрителю и реализовывать задачи, которые ставит режиссер, автор программы. Дизайн — это не форма самовыражения, это служение. Очень качественное ремесло. Оно не может быть элитарным, потому что предназначено для массового зрителя».
Еще один из удивительных и запоминающихся проектов — «Нічна розмова з жінкою», где Анатолий Борсюк интервьюировал известных женщин. Весь дизайн предпрограммной заставки был построен на танце танго — самом чувственном диалоге между мужчиной и женщиной. Сейчас можно говорить, что это было своеобразным предсказанием, предчувствие того, что может произойти с этим человеком. Анатолий Давыдович стал единственным из ведущих телеканала, который принял участие в первом проекте «Танцы со звездами». Еще одно предощущение — прошлогодние проект дизайнеров, танцевальные «ледовые» заставки с участием именитых украинских фигуристов. Сегодня в эфире идут «Танцы на льду» и сам канал намерен заняться реализацией этого британского формата. Так что для мнения сотрудников отдела, что они как будто кодируют зрителей, предваряют своими творческими экспериментами развитие или тенденции ТВ, есть все основания.
Когда к арт-специалистам обратились авторы новой программы «Сніданок плюс», они сказали, что хотели бы чего- нибудь свежего, чего нет на современном украинском телевидении! Специально для этой программы дизайнеры реализовали идею с очень модной сейчас в мире плоскостной анимацией. Когда вариант показали ведущему Юрию Горбунову, он заметил, что это то, о чем он может только мечтать.
«1+1» с самого начала позиционировал себя, как канал звезд, поэтому его представление строилось именно на самых ярких ведущих — Алле Мазур, Юрии Макарове, Александре Ткаченко, Вячеславе Пиховшеке, Людмиле Клепаковой. Эта идея прозвучала и сейчас, десять лет спустя, когда в новогодней серии «Карнавал» в веселых маскарадных костюмах предстали все лица канала. Если очень часто идеи новых проектов арт-группе дарят музыка, фотографии, постановки и архитектура, то на этот раз основным импульсом стали воспоминания о детских утренниках, где все участники наряжались в веселые наряды зайчиков, снежинок, елочек и… мухоморов. Проект обрел такую популярность, что было решено вернуть его в эфир, по просьбам телезрителей.
Сколько наград и сколько часов произведенной графики уже в багаже команды Ольги Захаровой — не знает никто из ее сотрудников. Правда, архивные данные свидетельствуют, что их количество уже исчисляется несколькими часами эфирного времени — миллионами кадров и идей. Некоторые, такие как режиссер и ведущий дизайнер Александр Корешков, в команде с первого дня, другие, как Дмитрий Рыбак — влились в коллектив недавно. «Они все очень разные, — говорит Ольга, — но это только хорошо, потому что стимулирует творчество, заставляет двигаться творческую энергию. Чем сложнее задача, тем интереснее ее реализовывать».