Едва ли не с рождения своего телевидение полюбило разнообразные конкурсы. Полюбило не без основания — такие конкурсы нравятся массовому зрителю, а иногда задевают струны сердца даже у элитарной аудитории. Это касается всех континентов и всех стран, исключений здесь, по-видимому, нет. Даже в таких специфических государствах, как Северная Корея, есть свои телеконкурсы — тоже весьма специфические. В целом же всюду по миру рьяно соревнуются самые сообразительные, самые красивые, самые сильные, самые образованные, самые голосистые, самые толстые... Любители и профессионалы, звезды шоу-бизнеса и домохозяйки. Одним словом, соревнуются все и вся. И Украина в этом конкурсном бардаке не исключение.
На нашем телевидении ежегодно количество телевизионных конкурсов увеличивается, они становятся сложнее и разнообразнее, хотя, правды некуда девать, от некоторых за километр попахивает вульгарностью. Но ничего не поделаешь — плебейства хватает и в реальной жизни, поэтому на каждый товар есть покупатель. Даже несмотря на то, что этот товар может нанести определенный вред обществу. Но — рынок...
Однако телевидение — это специфический рынок. Можно даже сказать сильнее: очень и очень специфический рынок. Здесь не столько покупатель требует тот или иной товар, сколько производители и владельцы товаров формируют вкусы и потребности массового покупателя. Специфику эту хорошо понимал еще доктор Йозеф Геббельс, создатель первой общенациональной системы пропагандистского телевидения (да, именно тогда, во второй половине 1930-х, и начали вырабатываться те приемы, которые переняло и развило советское телевидение). Понимают ее и наследники российско-советского большевизма — «кремлевские чекисты» — и их надежные лакеи и в Украине — давние и новые. А вот многие менеджеры и владельцы отечественных телеканалов никак не поймут элементарных вещей.
Конечно, уподобляться Геббельсу и Ко не следует. Но надо знать оружие, которое против тебя используют, и уметь защитить себя и других от него.
Не буду называть конкретные телеканалы и конкретные конкурсы — речь идет об общей ситуации и общих тенденциях на телевидении, а примеры, думаю, каждый читатель подберет свои. Итак: казалось бы, что такое телевизионный конкурс, тем более танцевальный или певческий? Какая там может быть идеология, какие мировоззренческие установки можно формировать с его помощью? Но — можно. Проще всего — поощрять откуда-то из-за кулис выбор участниками советско-российского репертуара, включая определенным образом содержательно наполненные песни (не о партии или Сталине, разумеется, но о Москве-столице или о красноармейцах-освободителях...). А можно и потанцевать под знаменитую когда-то мелодию «Время, вперед!» — с обязательным разъяснением происхождения этой музыки («достижения первой пятилетки»). А если танцорам еще и пионерские галстуки нацепить, то вообще будет хорошо — кого-то из тех, кто никогда не видел собственными глазами живого пионера, глядишь, и привлечет советская имперская эстетика.
А когда на всеукраинском телеконкурсе певцов-аматоров почти всплошную звучит современная российская попса, которой по большому счету цена одна копейка в базарный день, то можно смело ставить организаторам «хорошо» в квадрате. Ведь этим самым в сознание и подсознание миллионов телезрителей-украинцев чеканится миф «русского мира», нерушимого культурного единства великороссов, малороссов, белорусов и «карпаторосов» (еще один миф.) под омофором (государственным и церковным) златоглавой Москвы.
Наблюдаем мы все и более утонченные формы превращения телеконкурсов Украины в орудия утверждения «русского мира». Для этого для участия в них привлекают звезд (правда, обычно очень блеклых) из России, и именно из России. О выдающихся грузинских, молдавских, белорусских или литовских артистах речь не идет. Кроме того, ведущих (хотя бы одного из них) тоже часто завозят с северо-востока, несмотря на их пренебрежительность и отсутствие знания украинских реалий. А еще приглашают в жюри (ведь конкурс, как без жюри!) московитов или питерцев. Мол, это тоже «наши», «отечественные», «свои». А для антуража наиболее продвинутые и патриотичные телеканалы подсаживают к ним кого-то из не просто украинских, а обязательно украиноязычных и обязательно знаковых персон. Обычно в роли младших братьев и сестер — потому что почти все конкурсные программы «случайно» построены так, что тональность им задают гости-хозяева из-за Хутора Михайловского. Либо просто своей говорливостью, либо развязностью и откровенным хамством.
Впрочем, надо отметить, что до 2010 года, несмотря на инвазию российско-советского контента и наличие указанных выше тенденций, организаторы значительного числа телевизионных конкурсов так-сяк, но все же придерживались определенных правил игры, балансировали между грешным и праведным. На этих конкурсах мы видели на экране как русскоязычных, так и украиноязычных ведущих, звучали песни, написанные в разных странах, участие в мероприятиях принимали звезды поп-культуры из России и Польши (тоже наравне), причем из Москвы пытались пригласить выходцев из Украины, да и пионерскими галстуками не злоупотребляли. А что касается жюри, то там нередко принимали участие представители целого ряда стран Европы и даже экстравагантные лица латиноамериканского происхождения. Потом ситуация заметно изменилась. Практически на всех телеканалах Украины. И в одну сторону. Массированные «десанты» российских чрезвычайно «выдающихся» певцов или актеров на «звездных» конкурсах (что, между прочим, ухудшило уровень конкурсов — потому что гости-хозяева обычно не будут перерабатывать на тренировках); благодаря ведущим, полученным по своеобразному «ленд-лизу» вместе с характерным для определенной части московской элиты высокомерием, некоторые конкурсы начали вестись исключительно на русском языке, словно дело происходит где-то на Тамбовщине; репертуар и идеологические подтексты выступлений конкурсантов, особенно коллективных, стали откровенно насыщенными российско-советскими «истинами в последней инстанции» (дошло до того, что один прогрессивный телеканал объявил харьковчан «представителями первой столицы Украины»); наконец, едва ли не в каждом жюри фигурировали «братья» и «сестры», причем достаточно агрессивно настроенные. И, конечно, разные народные и заслуженные артисты Украины работали на идеологических подтанцовках...
Думаю, не стоит осуждать рядовых участников таких проектов, так как это для них был реальный шанс повысить свое профессиональное мастерство (если речь идет о начинающих) или заработать хотя бы какую-то копеечку, выбиться в люди (и здесь речь идет не только о провинциалах — теперь настоящим талантам в Украине не слишком легко живется). Но неужели народным и заслуженным артистам нечего было есть и не во что одеться без того, чтобы активно участвовать во внедрении проекта «русского мира»? Неужели отечественным телевизионщикам не противно было разрушать своими собственными действиями то, что кое-как удалось создать за два десятилетия, — пусть немного, пусть в чем-то украинское телевидение? Неужели наши известные телеведущие охотно несколько лет играли роли усердных казачков при «московских боярах»?
Ситуация начала меняться с началом Евромайдана, во время Революции достоинства. Но только начала. Так как заканчиваются уже начатые по определенным правилам и согласно определенным традициям телеконкурсы, а дальше — новый сезон. Каким он станет? Произойдет ли содержательная десоветизация этих конкурсов, и начнут ли, наконец, их организаторы, приглашая к судейству неминуемых, по-видимому, «варягов», смотреть не в евразийскую, а в европейскую сторону? И будут ли, наконец, поставлены на место отечественные «народные малороссы республики», которые всегда за хороший гонорар или паблисити готовы принимать участие в утверждении установок «русского мира» на украинской земле? И поймут ли владельцы и менеджеры наших телеканалов, что против Украины действуют мощные силы, использующие телевидение по геббельсовским рецептам? Список вопросов такого сорта можно множить и множить...