Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Телемания» после выборов

12 ноября, 1999 - 00:00

«Телемания» и «Империя кино» на канале «1+1» имеют свое лицо, и это лицо Юрия Макарова, который рассказывает сегодня «Дню» о перспективах «Телемании» в связи с завершением 10 серий фильма об истории независимой Украины.

— Я вообще люблю империи. Сегодня говорить такое вроде не принято. Признаюсь смело: люблю. Правда, с одной оговоркой: уже после того, как они распадаются. Любая империя аккумулирует в себе огромные силы, концентрирует умы и таланты. Посмотрите: Британская, Австро-Венгерская, Испанская… Они худо- бедно на разных этапах своего существования заложили культурную базу, которая до сих пор питает человечество.

— А Российская?

— А что Российская? Тоже, между прочим, немало оставила. И наше нынешнее отношение к ней тоже не худо бы пересмотреть, поскольку украинская компонента в ней весьма заметна, и мы можем претендовать на часть ее наследия. Как вы понимаете, я не про освоение Тюмени и не про долги Внешторгбанка. Я про культурное наследие. Вспомните, кто был идеологом Петра? Феофан Прокопович и Дмитрий Ростовский (Туптало). Кто заправлял в Петербурге при Елизавете? Разумовский со своей партией. Да и ближе можно поискать. Но это так, к слову.

— Только что закончен показ цикла передач о новейшей истории нашей страны. Он тоже как-то связан с этой темой? Как-никак распад империи…

— Спецпроект «Телемании» был связан с выборами главы государства. Момент решающий. Не вдаваясь в сегодняшнюю политику, очень хотелось понять, что же с нами произошло за эти десять лет. С каждым из нас, по-человечески. Кажется, что-то поняли…

— Ваш проект многие сравнивали с «Намедни» Леонида Парфенова.

— Я же сам первый и сравнивал. Но у нас одно отличие. Сериал Парфенова — ностальгический, он посвящен достаточно отдаленному времени, и молодой автор может себе позволить легкую иронию, стеб, как малолетки разговаривают о своих «предках». Здесь же мы рассказывали (напоминали) о том, что случилось со всеми нами вместе и со мной самим в том числе. Если бы я был столь же ироничен, было бы странно: «Любезный, а вы сами на каком облаке были все это время?». Тут было важно поймать интонацию. Это не столько вопрос профессии, хотя наличие жанровых образцов облегчает задачу. Это скорее вопрос чувства меры. Скажем так, мы предприняли опыт публицистики (которой я, в принципе, избегаю заниматься), основная проблема в которой — найти меру допустимой субъективности.

— Удалось?

— Не знаю. Но знаю, что это проблема. Вот вам свежий пример: недавняя премьера фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечем» на открытии фестиваля «Молодость». Режиссер старался быть настолько объективным, настолько, как сегодня модно говорить, политкорректным, что перестаешь понимать, почему они вообще дерутся — украинцы и поляки, зачем проливают столько кровушки. Мол, все равно через сто лет придет Екатерина и все приберет к рукам.

— А чем будет заниматься «Телемания» после выборов?

— Очень надеюсь: тем же, чем и раньше. Искать себя в осколках прошлого. Искать красоту в сегодняшнем дне. На той неделе у нас, например, встреча с Хосе Каррерасом. Я брал у него интервью, был на концерте, и все равно, когда, закончив программу, вышел из монтажной, поймал себя на том, что улыбаюсь — глупой такой улыбкой счастливого человека. Это непосредственное влияние таланта, очень хотелось бы его передать. Другое направление — исторические расследования. Например, строительство мемориала Великой Отечественной войны, памятника, который в Киеве называют просто «Бабой». Тоже, знаете, тянуло поиздеваться. А потом, когда вгрызаешься в тему... Знаете, сколько народу погибло при обороне Киева? 700 тысяч! Это чтобы не пустить немца к Москве. После этого всю иронию как-то сдувает. Еще одна тема: биография гетмана Скоропадского. Аристократ, офицер лейб-гвардии, флигель-адъютант, блестящая карьера. И человек, который никогда не забывал о своей культурной принадлежности. После революции мог спокойно уехать в эмиграцию, жить безбедно. К власти не рвался, к нему сами пришли и предложили. Он все понимал: марионетка при немцах, фу! И за неполный год сумел создать такие механизмы (мы все говорили «розбудова держави» — помните?), которые могли бы обеспечить Украине совершенно безбедное и достойное существование. Еще одна тема: так кто же взорвал Успенский собор, который сейчас восстанавливается? Интересно?

— Интересно.

Татьяна КАЛУЖИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ