Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телеокно в Европу

20 октября, 2000 - 00:00

Это, конечно, не значит, что украинский телезритель должен смотреть отечественные каналы исключительно из чувства гордости за страну. Зритель вообще ничем телевизионщикам не обязан — он потребитель и уже поэтому волен выбирать, что ему нравится больше. И, безусловно, это не значит, что украинское ТВ не может быть лучше. Может. И должно. Но, по меньшей мере, вселенский плач о том, что у нас «всё хуже», не имеет никаких оснований. Более того, после такого сравнения уже не кажутся очевидными некоторые утверждения, весьма популярные в среде украинской пишущей и снимающей братии.

У нас любят говорить — мол, наше телевидение такое, поскольку Украина — страна бедная. Но ведь словаки или венгры, не говоря уже о словенцах, живут намного зажиточней украинцев, а состояние их телевидения (не в техническом плане — с этим у них, слава Богу, все в порядке) вызывает искреннее сочувствие. Нет прямой связи и между качеством телевидения и состоянием свободы слова в стране — наших западных соседей уже привыкли ставить нам в пример как страны «состоявшейся демократии», а телевидение лучше всё-таки у нас. Где срабатывают оба тезиса, так это в Беларуси — там и страна победнее, и с демократией не все в порядке, и БТ напоминает УТ советских времен. В общем — там, где денег нет, а тотальная цензура есть — качественное телевидение не получается, но одних денег и свободы для того, чтобы его сделать, недостаточно. Нужны люди. Профессионалы. Личности. И наше счастье, что в Украине они есть.

Скажу больше — то, что несмотря на экономические трудности и не самую благоприятную политическую атмосферу наше телевидение развивается достаточно успешно, еще раз подтверждает, что телевидение делают личности. И именно личностей требует зритель — сколько бы мы ни говорили о жанровых и вкусовых предпочтениях аудитории. Конечно, на украинском телевидении личностей не так много, как хотелось бы. Но попытки «прикупить» «телевизионные лица» на стороне — бесперспективны. «Прикупленные» никогда не станут здесь своими. Невозможно поднять украинское телевидение чужими руками. Как нельзя «поднять» отечественный шоу-бизнес, приглашая в Украину пусть даже талантливых, но зарубежных звезд.

Есть, конечно, сила привычки. Невозможно заставить любить украинское, просто отключив «всё остальное». Зрителя нужно уважать. Но не надо думать за него, заранее предполагая, что он хочет смотреть исключительно на российских звезд. Зритель должен сам выбирать, что смотреть. И по большому счёту очень неплохо, если есть возможность выбирать, не переключая кнопки телевизора. С этой точки зрения опыт «Интера» оказался положительным — недаром по тому же пути пошли и другие телеканалы. А провинциальность отечественного телевидения, унаследованную от тех времен, когда Украина была провинцией в буквальном смысле этого слова, можно преодолеть, только поднимая уровень своих телезвезд, расширяя собственные горизонты, непосредственно включаясь в мировой и региональный контекст. Сколько бы мы не говорили об Украине как центре Европы, мы будем окраиной, если телезритель не будет знать, что происходит вокруг нас — в России, Польше, Венгрии или Румынии — причем не со слов российских, польских, венгерских, румынских журналистов, а от собственных корреспондентов украинских телеканалов.

К счастью, прошло то время, когда за границу отечественный журналист мог попасть только в составе правительственной делегации, сопровождая тех или иных государственных мужей. Ведь жизнь у наших соседей не начинается тогда, когда к ним прибыл украинский министр, и не заканчивается, когда он отбыл на родину. К сожалению, за те годы, когда командировки были по большей части «протокольными», зритель почти забыл (если когда- то знал), как живут люди в государствах, еще недавно входивших в «социалистическое содружество». Да и о тех странах, которые по прежнему входят в Содружество, но уже независимых государств, украинец знает на удивление мало — за исключением, может быть, России. Именно поэтому мне кажется очень важным проект «Последняя осень столетия», который запускается на «Интере» в октябре. Наши журналисты специально выехали в Югославию, Литву, Польшу, Беларусь, Словению, поедут в Боснию и Румынию, чтобы рассказать украинскому зрителю о том, что произошло в этих странах за последние десять лет. Десять лет, которые прошли со времени падения коммунизма и распада того самого «социалистического содружества» и «нерушимого» Союза. И попытаться понять, что ожидает эти страны в ближайшее десятилетие. Ведь от этого будет во многом зависеть и будущее Украины. Это будет серия документальных фильмов — жанр, почти забытый у нас в последнее время. Первым будет фильм о Югославии — революция в Белграде началась как раз тогда, когда в югославской столице находилась наша съемочная группа, и об истории взлета и падения Слободана Милошевича будут рассказывать очевидцы событий.

Конечно, запуск такого проекта — определенный риск. Очень часто приходится слышать, что публицистика — это не тот продукт, который имеет высокий рейтинг. Особенно, когда речь идет о зарубежных странах. Но мне кажется, что дело не только в формальном рейтинге. Наши зрители, по меньшей мере те, которые причисляют себя к людям думающим, соскучились по серьезному телевидению. Наши фильмы будут не только рассказывать о том, что происходило и происходит у наших границ. Это повод задуматься и над тем, как прожила последние десять лет Украина. И что нужно сделать, чтобы не было «мучительно больно» за бездарно прожитые годы еще через десятилетие. Ведь телевидение не может сводиться к пересказу пошлых анекдотов и мексиканским телесериалам. Иногда нужно думать головой. И лучше делать это почаще. Только тогда у нашей страны будет будущее.

ОТ РЕДАКЦИИ.

«День» поздравляет коллег с телеканала «Интер» с их четырехлетним юбилеем. Мы полагаем, что цифра «четыре» ассоциируется прежде всего с четырех-Угольником, а никак, скажем, не с Кругом, символом сглаживания проблем. Углы для серьезных СМИ — в которые они «загоняют» любого уровня и влияния «слуг народа» — это нормально. Лишь бы не было «тиши и благодати» беззубости и услужливости. И тогда — может быть, прорвемся.

АЛЕКСЕЙ МУСТАФИН, журналист, телеканал «Интер»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ