Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Телесезон 2000 — 2001: Попытка самокритики

6 июля, 2001 - 00:00


Период летних отпусков на телевидении — при всем его кажущемся затишьи — обычно проходит в сосредоточенной разработке концепции вещания канала на следующий сезон, начало которого — при всей условности деления телевизионного года на «сезон» и «несезон» — обычно относят к сентябрю. Разработка новых подходов в работе является плодом тщательного анализа прошедшего телесезона. «День» решил подключиться к обсуждению его достоинств и недостатков. Сегодня мы размещаем ответы непосредственных участников отечественного телепроцесса на вопрос «Дня»: «ЗАВЕРШИЛСЯ ТВ- СЕЗОН. ЧТО В НЕМ ЗАПОМНИЛОСЬ ЛИЧНО ВАМ?». В следующем выпуске читайте мнения по этому поводу наших независимых экспертов.

Влад РЯШИН, исполняющий обязанности председателя правления телеканала «Интер»:

— Для канала «Интер» телевизионный сезон не завершился, он продолжается. Мы лишь подкорректировали нашу летнюю сетку вещания, исходя из того, что изменилась аудитория перед экранами телевизоров. Однако это не означает, что мы ушли в отпуск. «Интер» по-прежнему работает на полной мощности, с одной стороны реализуя летнюю сетку вещания, а с другой — подготавливая осеннюю. С этой целью и были перегруппированы силы, а результаты такой перегруппировки зрители увидят в нашем эфире опять-таки осенью.

Большое внимание прежде всего было уделено развитию производства, наращиванию кадрового состава профессионалов, режиссеров, операторов — звукорежиссеров, готовых решать задачи высокого уровня. Как пример такой сложной работы с точки зрения редактуры и режиссуры можно назвать проект «Интеллект-шоу LG «Эврика!».

В сезоне осень 2000 — весна 2001 несколько обострилась конкуренция между каналами за профессионалов, проекты, форматы. Смею надеяться, что «Интер» в очередной раз заслуженно одержит победу и зритель оценит это нынешней осенью. Что касается лично меня, то, поскольку изменилась мое позиционирование на канале, пришлось работать вдвое или втрое больше, чем прежде, хотя трудоголиком был всегда. Изменился мой круг задач и уровень требований. Это и есть главное впечатление от минувшего телесезона.

Светлана УСЕНКО, «Новый канал», «Репортер»:

— Поскольку я работаю на информационной программе, из всего телевизионного «изобилия» украинского ТВ чаще всего выбираю новости. Конечно же, очень заманчиво в этом телесезоне было наблюдать за подачей «кассетного скандала» на разных каналах. Никого не удивлю, если скажу, что у каждой программы был собственный крен в освещении этой темы. Тем не менее, мало кто из журналистов пытался докопаться в этой истории хотя бы до каких-нибудь фактов. И дело тут, как мне кажется, не только в той или иной заангажированности канала, а в равнодушном отношении журналистов к самому процессу поиска правды. К сожалению, в последнее время это уже стало тенденцией. А вообще, смотря информационные программы разных каналов в этом телесезоне, можно было ощутить силу власти в полном объеме. Просто кто-то прогибался под ней меньше, а кто-то больше. И в это нелегкое для страны время все чаще радуют глаз незамысловатые телеистории о простых людях и их жизни.

Роман СКРЫПИН, ведущий программ «Вiкна. Oпiвночi» и «Медiа-клуб», СТБ:

— Хотелось бы отметить, что само понятие «окончание телесезона» можно считать некорректным, ведь телевидение — процесс непрерывный, и за несколько лет работы на СТБ я не заметил ни окончания предыдущего, ни начала «нового» сезона. Тем не менее, если условно поставить точку именно, к примеру, 1 июля, то некоторые итоги подбить все же можно.

В ожидании радикальных перемен мы не заметили, что наше телевидение (я имею в виду, конечно, украинское) стало другим. Это можно сказать как о негосударственных каналах, так и об УТ.

Во-первых, это качество. Выделились мощные производители, которые в дальнейшем, на мой взгляд, будут конкурировать между собой. Теперь пробиться в ряды «солидных» телеканалов будет трудно, так как фавориты и аутсайдеры уже определены, и вдобавок — эволюционным путем. Для «зажигания новой звезды» потребуется гораздо больше средств, чем раньше. Телевизионщики уже умеют считать.

Иванна КОБЕРНИК, ICTV:

— Прошедший телесезон запомнился мне и моим коллегам по ICTV тем, что наш обновленный канал начал довольно удачно и продолжает набирать новые обороты. Сегодня мы имеем дружную и профессиональную команду программы «Факты», мы уже заняли свою нишу. Мне приятно отметить, что как наши журналисты, так и журналисты других каналов в прошедшем сезоне стали активнее браться за большие жанры; на наших экранах появилось намного больше развернутых, основательных сюжетов, авторских фильмов. Попытки поисков нового всегда радуют. В течение телевизионного года мне лично не хватало больших телепроектов. Невспаханной целиной остался разговорный жанр, ток-шоу. В этом сезоне мы все, журналисты, прошли тест на зрелость, так как должны были освещать политический кризис, в котором оказалась наша страна. Не все, как известно, сдали этот экзамен, но выводы, я думаю, сделали все.

Игорь СЛИСАРЕНКО, «1+1»:

— Прошедший телесезон выдался настолько скучным, что даже комментировать не хочется. Псевдособытия, псевдогерои, псевдодебаты… Уж этакая «искусственная реальность», что изобретший данный термин Джон Фиске, по-видимому, сошел бы с ума… «И рассказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую — ей-Богу, этот Гоголь бы нам не поверил бы», — в свое время пророчески написал Владимир Высоцкий. Теоретизировать — почему так, не собираюсь. У нас на тех же экранах (а прежде всего в газетах) полно завизированных «аналитиков» и «экспертов», рассказывающих байки об информационных войнах, о CNN как спецподразделении ЦРУ и «25-м кадре» в качестве средства лишения невинности. Впрочем, если бы тот самый «25-й кадр» существовал на самом деле, наша аудитория вполне бы его заслуживала. Эта аудитория (слово Зритель я произношу с особым пафосом, вот и написал с большой буквы) заслуживает именно такого отношения к себе, потому как даже не бастует путем выключения кнопки, как это когда-то, еще в коммунистические времена демонстративно делали поляки. Безусловно, эти мои желчные заметки не относятся к программе новостей родного канала — иначе я попросту там бы не работал.

Мои «виды на урожай» не менее пессимистичны. Ведь на востоке солнце и вовсе не встает. После наблюдений за предсмертными судорогами российского канала НТВ с не меньшей грустью смотрю, как в России такими же законными методами («частная собственность священна и неприкосновенна») душат мою любимую радиостанцию «Эхо Москвы». На прошлой неделе Леша Венедиктов, ее главный редактор, описал мне в деталях эту технологию — никакая «международная амнистия» не подкопается. Несмотря ни на что, каждое воскресенье у меня именины сердца — я получаю свежий номер британской газеты «Санди Таймс».

Подготовил Владимир ДЕНИСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ