Создание общественного телевидения в нашей стране подобно ветру. Иногда он внезапно налетает, взлохмачивая волосы и охотясь за шляпами и зонтиками. Иногда тихонько веет, едва охлаждая. Иногда его (ветра) словно и вовсе нет. И никто не знает, как он в действительности выглядит. Этот ветер. Это общественное телевидение...
Украинский народ воспитан на типе телевидения, который условно можно называть «советским». 30 миллионов украинцев точно знают: раньше телевидение было умнее и значительно интеллигентнее. За последние годы под термином «коммерциализация» телевидения старательно пытаются скрыть дополнительную нагрузку, которую несет слово «дебилизация». Если раньше общество пыталось нагрузить телевизионный продукт, то в последние годы владельцы аудиовизуального пространства раскатывают в «асфальт» общество. Один из эффективных и известных методов противодействия этому — телевизионные каналы общественного вещания.
Первые попытки создания общественного телевидения в Украине были совершены в конце девяностых годов прошлого века. Группа политиков поняла, что телевидение для собственного обслуживания создать не удается. Что нужно делать? Правильно — пытаться укусить или ухватить кусок государственного имущества. В 1997 году был даже принят соответствующий Закон Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины». Закон этот абсолютно абстрактен и оторван от украинских телевизионных реалий. Именно поэтому многие годы он и не выполняется. В Законе этом есть даже опасные нормы. Как вот, к примеру, запрет размещения рекламы в программах общественного телевидения. Потом, к счастью для телевизионных специалистов и профессионалов, все стихло, и все угомонились. По Украине лежало столько других лакомых кусков! Чавканье захлюпало возле других корыт.
Но вот, с наступлением времен «украинской перестройки», тема срочного создания общественного телевидения снова всплыла на поверхность. Времена изменились. Телевидение в Украине тоже. Если раньше рекламный пирог был мизерный, то в докризисные годы уже шла речь о 250-270 миллионах долларов. Украинские телевизионные компании (точнее, их оффшорные владельцы) превратились в злых и диких хищников. Их аппетиты нужно было удовлетворять. Удовлетворением аппетитов на зеленые занимаются у нас «честные» и «порядочные» украинские руководители и чиновники. Вот и превращают в течение 1990-х годов прошлого века чиновники наше аудиовизуальное пространство в место для установления европейских, если не мировых рекордов. Национальный Совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания наплодил целых 15 (может, уже больше) общенациональных телевизионных вещателей! В Германии и Италии, Великобритании и Франции (причем вместе взятых) меньше общенациональных ТВ-каналов, чем в Украине. Только вот есть одно маленькое «но». К примеру, общенациональный вещатель ВВС в Великобритании — это гигант телевизионного производства с основными фондами стоимостью, приближающейся к нескольким десяткам миллиардов фунтов стерлингов, и ежегодным бюджетом, близким к трем с половиной миллиардам тех же фунтов! С персоналом более чем 18 тысяч сотрудников. С программами точно не в стиле «два стула и стол» на четырех общенациональных ТВ-каналах. Потому что телевидение ХХІ века по капиталовложению — на втором месте после космоса. А большинство из так называемых украинских общенациональных ТВ-каналов — это несколько камер, те же два-три стула (для новостей) и стол (для «ток-шоу») в арендованных помещениях бывшего советского НИИ. И... тотальный (до 80% эфирного времени) показ заграничных кинофильмов и сериалов. А посреди этого «украинского» телевизионного поля возвышается гигантская глыба — государственное телевидение в лице Национальной телекомпании Украины. Телекомпания эта имеют в своем распоряжении (и главное — в собственности!) один из наиболее мощных телевизионных центров Европы, который (вы не поверите!)... до сих пор не украден!
В придачу — аудиовизуальное пространство нашего с вами государства не «наше». Оно все покрыто сериалами и фильмами иностранного производства, вторичными «форматами» иностранной выдумки, подмято под пяту иностранных рекламодателей. Имеем еще и тотальную проблему качества, профессионализма, честности отечественной журналистики. И над всем этим коршунами летают тени владельцев. Не наших.
Денег хватает не на создание качественного украинского телепродукта, а на лоббирование «правильного рейтингования» и фантасмагорических решений чиновников. Название самое веселое: «О доле продукции национального производства в украиноязычной версии иностранного производства» (решение Национального Совета по ТВ и радио №139 от 24.05.2001 года). Если Шварценеггер или Сталлоне переведен на украинский язык — он «наш»! Правда, только на 30%. Аналогов этому решению в мировом телевидении не знаю. А знаете, зачем ТАКОЕ? А потому, что ВСЕ «украинские» телевещатели НЕ ВЫПОЛНЯЮТ украинские законы (процент украинского продукта, язык, реклама). И их НУЖНО — и ДАВНО — лишить лицензии.
Вернемся к общественному телевидению. В году 2005, во время всплеска интереса к созданию этому сектору цивилизованного существования, было предложено провести открытый, честный, прозрачный конкурс концепций создания общественного телевидения в государстве. Профессиональные украинские телевизионщики сразу поняли: можем получить еще один качественный и украинский телевизионный канал. Или даже несколько. К тому же, удачное выступление украинской исполнительницы принесли в Киев телевизионный песенный конкурс Евровидение. Государство выделило Национальной телекомпании как многолетнему члену Европейского вещательного союза много средств. Достаточно для мощного современного переоснащения. Это с одной стороны. А с другой — воцарилась идея срочного разгосударствления, читай: кражи Национальной телекомпании. Начались процессы, которые специалисты по рейдерству называют «созданием необходимого инвестиционного климата». Поступления от размещения рекламы сразу начали стремительно падать. Капитализация телеканала и Национальной телевизионной компании тоже.
Едва ли не первой (30 января — 2 февраля 2005 года) на рассмотрение общественности была предложена разработанная автором этого материала «Система государственного и общественного телевидения в Украине». Руководству государства (Президенту, Кабинету Министров, Верховной Раде, Госкому по ТВ и радиовещанию) были отправлены соответствующие письма и тексты. Предлагалось быстро, поэтапно и эффективно создать целостную и насквозь связанную финансово и творчески систему украинского телевизионного вещания. Система эта должна была состоять из четырёх 24-часовых украинских телевизионных каналов, объединенных в мощный государственный холдинг: Первый Национальный, ТК «Культура», ТК «Іномовлення» и ТК «Общественное телевидение». Три из данных каналов уже существуют и выходят в эфир, а ТК «Общественное вещание» нуждалось в создании. Это создание должно было проходить при поддержке НТКУ и еще двух государственных каналов, которые должны были защитить общественное вещание от нашествия отечественных телереалий! Зрители получали 96 часов круглосуточного украинского вещания. И в Украине и за рубежом! Нужно было снять наконец-то с шеи НТКУ всех коммерческих конкурентов. Напомню: сегодня программная сеть Первого Национального исполосована в угоду коммерческого конкурента утром и вечером! Не делить бюджет на маленькие отдельные телекомпании, а сконцентрировать средства в одном кулаке. И, конечно, свести в кучу производство программного насыщения — современного конкурентоспособного телепродукта. Государство также дало возможность «под Евровидение» купить и иметь «свои» свет, звук, декорации, ТВ-железяки. К сожалению, не получилось.
На страницах профильного ТВ-издания появился и текст предложений относительно создания общественного ТВ, подписанный фамилией Ткаченко. Активно начал «бороться» за создание общественного телевидения Андрей Шевченко. Пан Шевченко даже презентовал «свою» концепцию общественного вещания. Во время презентации представитель Национального совета заявил: «...Представленная концепция очень похожа на концепцию Зырина». Профессионалы улыбнулись...
А на печерские холмы Киева посыпались грантовые и профильные круглые и квадратные столы, семинары, обсуждения. Довольно скоро проявилась интересная тенденция. На все события, посвященные бурному обсуждению вопроса, не приглашались представители тех, кого пытаются «перекоммутировать», — сотрудники Национальной телекомпании. В рабочие группы не вошёл ни один телевизионщик, который бы умел делать и реально делал телевидение общенационального масштаба. Сотрудникам НТКУ не была публично представлена ни одна альтернативная концепция создания общественного телевидения, кроме концепции вице-президента НТКУ образца 2005г. Шевченко.
Еще одна интересная тенденция обсуждений, длящаяся с 2005 года: а что, собственно, строим — тоже... не обсуждалось. Профессионалы сразу сказали: проинформируйте, «что» нужно строить, и мы скажем «как» и «за сколько»! «Общественное телевидение» в Украине — это что? Странным показалась и то, что активно и «под камеры» всех подконтрольных ТВ-новостей Национальную телекомпанию «превратить» в общественного вещателя пытались представители... ее прямых телевизионных коммерческих конкурентов — члены Индустриального телевизионного комитета. В эту общественную организацию вступили едва ли не все руководители «общенациональных телевещателей». Коммерческих. «Мы поможем — вот только рекламы на общественном ТВ быть не может!» — при каждом удобном случае напоминали они. И как мощным прессом общественности вдавливают в мозг демократические и либеральные условия включения в наблюдательные органы общественного вещания «представителей общественных организаций» (читай: коммерческих конкурентов)!
Профессионалы пытались растолковать: сначала нужно четко объяснить обществу настоящие реалии аудиовизуального пространства, объяснить финансовые принципы создания общественного телевидения, выяснить роль государства в его деятельности, определиться с технологической и творческой задачей деятельности, изучить мировой опыт выхода рекламы на подобных каналах. Профессионалы должны встретиться с гуманитарной элитой государства и получить их поддержку. Напрасно. Украине был предложен иной путь работы над построением общественного ТВ: создание нужным образом сформированных кучек людей из ограниченного круга полностью проверенных грантами лиц. Обществу целенаправленно промывались мозги: общественное телевидение не имеет ничего общего с государственным финансированием, создать его можно, лишь «закрыв» НТКУ, реклама не разрешена... При этом ссылались на различные документы из Европы, приглашали иностранных специалистов и так далее, и тому подобное.
Скоро специализированные сайты сообщили: в конкурсе «победила» концепция «Ткаченко — Шевченко». Автор этих строк в письменном виде обратился к главе Секретариата Президента и вице-премьеру правительства с просьбой предоставить текст «концепции Ткаченко — Шевченко» для обнародования. Или хотя бы сообщить, где, когда и в каких СМИ в Украине или за рубежом он опубликован. Но до сих пор ни украинское общество, ни профессионалы-телевизионщики не знают, что победило в 2005 году.
Национальная телекомпания Украины за десять лет (1998-2008) была катастрофически недофинансирована! Год за годом нарушается Закон Украины «О государственном бюджете». По подсчетам специалистов, долг государства перед своим телевидением достигает полмиллиарда гривен! И, несмотря на это... Еще в 2004 году было проведено детальное исследование деятельности Национальной телекомпании Украины в области соблюдения мировых стандартов общественного вещания. Результат: более чем на 95%(!!!) УТ-1 соответствовало европейским требованиям. Вы где-нибудь ознакомились с этой информацией, уважаемые читатели: на страницах, в эфире? Одни назначения так называемых президентов НТКУ за последние годы чего стоят! Зачем массово уволены менеджеры различных творческих объединений НТКУ? Почему парализовалось собственное производство украинского продукта? Соедините с выше изложенным искусственным «инвестиционным климатом» — и имеем классические шаги на пути доведения до банкротства. А затем... Конечно же, послышится чавканье.
Почему украинцам не рассказали правду о соответствии УТ-1 европейским стандартам, а уже потом спросили: хотят ли они платить за общественное ТВ? Ведь опрос украинцев, понятия не имеющих, что такое, собственно, общественное вещание, дал прогнозированное и массовое «нет» на вопрос о деньгах...
В 2008 году был обнародован соответствующий указ Президента Украины о работе над созданием общественного телевидения в Украине. Кабинет Министров и Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания предложили проект, согласно которому в Украине должны быть объединены усилия четырёх телевизионных каналов: Первого Национального, ТК «Культура», ТК «УТР» («Іномовлення») и канала местных общин. Интересный подход к эксклюзивным авторским идеям демонстрируют чиновники в нашем государстве.
В дополнительном объяснении нуждается только специфика «Канала местных общин». Во всем мире национальное телевидение строится снизу (города, области) вверх (регион, страна, межгосударственное вещание). Такая система позволяет охватить и удовлетворить интересы всего общества. У нас предлагают областные телевизионные компании вывести напрямую в эфир для всей страны, а через спутники — и для всего мира. То есть государственная политика снова будет плавать где-то там наверху. Я — против! Телевизионщики тоже. Но даже такая система, учитывая реалии аудиовизуального пространства нашего государства, — это определенный шаг вперед. И, главное, в нужном направлении.
Напомню, что судьба снова улыбается национальному государственному телевидению и перспективам создания общественного в Украине — нам предстоит проводить финальную часть чемпионата Европы по футболу-2012. Это событие, прежде всего, имеет значение для телевизионного показа. Качественного. Современного. А это значит, что государство просто должно выделить для улучшения качества государственного телевидения необходимые средства. То есть НТКУ в абсолютно выигрышной ситуации по сравнению с коммерческими конкурентами и может осуществить сверхмощную техническую и технологическую модернизацию. А это и будет реальный фундамент новейшей системы телевидения в нашем государстве. Телевидение, которое будет служить обществу. Нашему.