Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телевизионные перекрестки Харькова

29 ноября, 2002 - 00:00

Региональному телевидению тяжело состязаться со столичным. Понятно, что в столицах и денег побольше, и кадры получше. Но ни для кого и не секрет, что в большинстве своем и деньги прибывают в столицу из регионов, да и кадры (как обычно — лучшие) оседают в столице, пройдя суровую выучку будней где-нибудь, скажем… в Харькове. Вспомним военного ныне журналиста Андрея Цаплиенко (начинавшего в Харькове передачей с симптоматичным названием «Буря в стакане»), или знатока «модного времени» Станислава Янкелевского, или эксперта по «всему живому» Андрея Гапченко, уже говоря об исследователе всех исторических тайн Дмитрии Харитонове (который и до НТВ через Киев доехал). Понятно, что вспоминаем мы журналистов регионального телевидения сегодняшнего, новейшего времени.

А ведь телевидение на востоке Украины всегда развивалось интенсивно. Стоит вспомнить, что и День работника телевидения и радиовещания, 16 ноября, отмечается с той поры, когда в Харькове в 1926 году был открыт первый в стране радиоузел. А областное харьковское телевидение, например, появилось сразу после войны, вскоре вслед за киевским, и потом ковало кадры для многих студий, в том числе и центральных.

Сегодня в первой столице Украины работают одна государственная областная телестудия (ее программы идут по двум каналам) и несколько коммерческих каналов. Они размещают как собственный телепродукт, так и продукт других продакш-студий, а также ретранслируют программы российских ТВ-гигантов.

Лидером среди них, на мой взгляд, является «7 канал». Будучи правопреемником первого независимого канала в СССР «АТВ-1» (преобразившегося потом в «Тонис-Центр»), «7 канал» за 13 лет прошел тернистый путь становления. Сегодня он концептуально ориентирован на семейный телепросмотр.

В программной сетке общественно-политические программы: «Телевизионный перекресток» и «Ревизор», в которых не только обсуждаются наболевшие городские и региональные проблемы, но и «проигрываются» типичные бытовые ситуации. Готовит обе программы одна команда, а структуры программ совершенно разные. «Телевизионный перекресток» — это дискуссионно-аналитическая программа, включающая элементы т.н. «общественного телевидения», а «Ревизор» — сатирический тележурнал, в котором гэг, пародия и сатира заняли подобающее место. Вновь появилась информационно-аналитическая программа «Постфактум», подводящая итоги социально-политической жизни региона за неделю, ток-шоу «Вечерний Харьков», в котором известные люди города обсуждают общественно значимые проблемы. По словам генерального директора канала Александра Марченко, именно блок общественно-политических и публицистических программ «держит» наиболее высокие рейтинги и занимает примерно 60% собственного телевизионного продукта.

Просмотришь два-три блока региональных новостей разных телекомпаний («7 канал» — новост и «АТН», канал«Симон» — новости «Объектив-но», «Харьковские новости» на канале «АТВК»), можно составить более-менее объективную картину происходившего в городе за день. Новостийные программы в Харькове даются на двух языках, русском и украинском, учитывая специфику мегаполиса.

Старшее же поколение более прислушивается к выходящему в удобное время «Сьогоденню» — новостям на государственном канале «Харьков» — там и темы для стариков близкие, и подача их не слишком изменилась за последние тридцать лет.

Харьковские тележурналисты учитывают и потребности отдельных слоев населения. Женская программа «Одна» «Седьмого канала» обсуждает не только женские проблемы. Ее темами стали брошенные дети, аборты, проституция, то есть вопросы, которые касаются всего украинского общества. Ну, а тележурнал «Кентавр» предназначен мужчинам, которые, наоборот, не прочь отдохнуть от забот.

Деловая программа «Эко-блиц». ориентирована прежде всего на бизнесменов. Она рассматривает специальные вопросы экономики, банковского дела. А на простых потребителей рассчитана «Азбука потребителя». Совсем недавно в экономическом блоке канала появился еще один собственный телепродукт — аналитико-просветительская программа «Время и деньги», сочетающая в себе финансовый ликбез для непрофессионала и аналитическую часть для специалистов этой сферы.

Еще одним удачным проектом канала последних двух лет является утренняя программа «7 студия». В качестве ведущих привлечены члены команды КВН ХАИ. В прямом эфире — интерактивные конкурсы, ток-шоу, анонсы; репортажи и интервью. Удачная структура программы стабильно обеспечивает высокий рейтинг.

«Ахиллесовой пятой» многих региональных каналов, включая и «7 канал», является освещение спортивных событий.

Развлекательные программы «7 канала» занимают 35% в доле собственного телепродукта. Это молодежно- развлекательная «POP-3000», детский проект «Теледети», развлекательный проект «Светский прогноз» и другие.

Невелико количество региональных передач, отражающих темы и проблемы духовной жизни человека. Только лидеры регионального телевизионного рынка имеют собственный такой продукт в своем «портфеле». Так, «7 канал» по воскресным дням транслирует прямое обращение Владыки митрополита Никодима к своей пастве, в канал «Симон» готовит еженедельную авторскую программу «Православная жизнь».

И всё же основную аудиторию — собирает у экранов телевизора не- харьковский телепродукт. Этот сегмент занят различными программами московских каналов, которые по рейтингу «впереди планеты всей…», и, конечно же, фильмами. Например, харьковский канал «АТВК» основную свою ставку сделал как раз на показ кинофильмов, в среднем в сутки на этом канале показывается до шести-семи фильмов. Иная стратегия кинопоказа у «7 канала» и «Симона». При этом на канале «Симон» выходит еще специальная киноведческая программа «Настоящее кино». А «7 канал» по определенным дням собирает у экрана любителей «золотого фонда» советской киноклассики.

Как-то Гей Деборд заметил, что в современном обществе Святую Троицу подменяют творцы, герои и сам дух всепроникающих СМИ… Судя по реакции аудитории харьковских телеканалов, наверное, он был прав.

Зоя АЛФЕРОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ