Как уже сообщал «День» на этой неделе, в следующую среду во Львове стартует Форум издателей — самое главное и самое ожидаемое не только книжное и литературное, но и культурное событие в Украине. Мероприятия нынешнего XVIII Форума издателей, который будет проходить 14—18 сентября, невозможно и перечислить: книжная ярмарка, международный литературный фестиваль, межрегиональный библиотечный форум, фестиваль перевода, ночь поэзии, бизнес-форум, норвежская программа, программа Британского Совета. А еще — дискуссии, встречи и многочисленные презентации. Традиционно на Форуме будет представлять свое новое издание и газета «День». Впрочем, это будет не единственная встреча с «Днем» и его авторами на Львовском форуме издателей. Первая состоится накануне — в среду, 14 сентября, в 15.00 в 350-й аудитории Львовского национального университета им. Ивана Франко, где доцент факультета журналистики Зенон Дмитровский будет представлять книгу «Українське телебачення в ракурсі газети «День», посвященную 15-летию газеты. Надо сказать, что для редакции издание этой книги стало приятной неожиданностью. Ознакомиться с ней мы будем иметь возможность, как и все читатели, только 14 сентября, когда она будет представлена. Впрочем, мы решили заранее расспросить Зенона ДМИТРОВСКОГО об особенностях издания.
— «День» с момента основания уделяет большое внимание телевидению — его развитию и проблемам, связанным с этим развитием, — объясняет Зенон Евгеньевич свое внимание к публикациям «Дня». — В частности, авторы газеты неоднократно касались острой проблемы политического контроля на отечественном телевидении — как государственном, так и частном. Важно, что при раскрытии этих тем «День» всегда предоставлял слово специалистам, которые непосредственно занимаются телепроизводством и на себе ощущают давление власти. Интересно, что раньше в газете «День» целый блок был отведен телевидению («ТВ-неделя». — Т.К.), где, кроме программы на следующую неделю, публиковали разнообразные рецензии, отзывы, творческие портреты, интервью с авторами передач. И все это, конечно, имело двойную направленность, потому что, с одной стороны, помогало читателям разобраться в огромном массиве продукта, который выдает украинское телевидение, а с другой — помогало создателям передач, потому что указывало на недостатки и вместе с тем не обходило успехи. И, понятно, привлекало внимание общественности — как социального института влияния. Поэтому, я считаю, именно газета «День» среди других средств массовой информации общегосударственного масштаба уделяла вопросам телевидения постоянное и, что крайне важно, последовательное внимание. Еще хотел бы обратить внимание на доброжелательность критики «Дня» — не с позиции «мы, газетчики, все знаем и все понимаем и хотим вас, телевизионщиков, поучить». «День» всегда отличался высоким профессиональным уровнем публикаций, аргументированностью, доброжелательностью и корректностью замечаний в адрес коллег с телевидения. Отмечу, что в книге есть, в частности, публикации Наталии Лигачевой, которая когда-то работала в газете «День», а теперь является шеф-редактором самого популярного украинского интернет-издания о медиа — «Телекритики».
— Для того чтобы создать такое издание, нужно иметь огромный архив. Искали «День» по библиотекам?
— Нет. Я сам собирал архив: у меня есть все публикации «Дня» с 1998 года, которые касались телевидения.
— Какой объем издания?
— Двести сорок страниц. У книги семь разделов. Первый — «Новини. Головний програмний телепродукт» (публикации 1998 — 1999 гг.), второй — «Особистості телевізійного ефіру» (2000— 2002 гг.). Отдельный раздел посвящен Первому Национальному каналу телевидения (2001 — 2003 гг.). Интересен, по моему мнению, раздел, посвященный зарождению телеканала «Культура» (2001 — 2002 гг.), — это же сколько усилий прилагали энтузиасты к решению этой проблемы!.. И газета «День» также приобщилась к этому благородному делу. Следующие разделы — «Українське телебачення і помаранчева революція» (2004), «В очікуванні обіцяних змін» (2005). Последний раздел — «Громадське телебачення: бути чи не бути?» (2005 — 2010 гг.), где переданы те все потуги вокруг общественного телевидения, которое до сих пор у нас, к сожалению, не создано. И газета «День» очень хорошо делала, рассказывая об опыте республик бывшего Советского Союза, в частности Эстонии и Грузии, которые вовремя, по горячим следам, создали общественное вещание. Причем эксперты «Дня» вполне правильно замечали, что не нужно все сваливать на народ, ожидать лишь реакции и требований народа относительно общественного телевидения, потому что все зависело от политикума. (И дальше, как видим, зависит.)
— На какую аудиторию рассчитано издание?
— В первую очередь книга рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов факультетов, кафедр и отделений журналистики, которых, как вы знаете, теперь в Украине создано много (другое дело, нужно ли было их в таком количестве создавать). Также книга предназначена для творческого состава телевизионных работников. И, конечно, для телевизионных критиков — и с опытом, и начинающих. В частности, будет служить и моим студентам: я веду курс «Телевизионная критика в печати».
— Кто выступил рецензентом книги?
— Профессора. Доктор философских наук Мария Васильевна Кашуба, доктор исторических наук Иван Васильевич Крупский и директор издательства «Світ», доктор политических наук Игорь Андреевич Мельник.
Книга вышла в издательстве ПАІС, основанном Игорем и Светланой Паславскими. Издательство с 1996 года популяризует в Украине львовскую научную и учебную школу.
СПРАВКА «Дня»
Зенон ДМИТРОВСКИЙ — телевизионщик со стажем: более двадцати лет работал редактором на Львовской студии телевидения. Уже много лет преподает в Львовском национальном университете им. Ивана Франко — доцент заместитель декана факультета журналистики. Автор нескольких учебных пособий, в частности «Документальний телефільм», «Телевізійна журналістика», «Телебачення в дзеркалі преси». К изучению публикаций газеты «День» обращается не первый раз. Несколько лет назад опубликовал в сборнике «Журналістика на зламі епох» статью «Проблеми репортерської роботи на телебаченні в дзеркалі газети «День» (1998 — 1999)».