Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телевизор-педагог

Образовательное вещание: профессионально и «без фанатизма»
1 сентября, 2005 - 20:44
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Начало нового телевизионного сезона на большинстве телеканалов совпадает с началом нового учебного года. Чем не повод вспомнить об образовательной и просветительской функции телевидения. Те функции, которые на современном украинском ТВ практически забыты. «День» предложил экспертам поделиться своими мнениями об этом. МОГУТ ЛИ ПРИЖИТЬСЯ (И В КАКОЙ ФОРМЕ) НА СОВРЕМЕННОМ УКРАИНСКОМ ТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ?

Михаил КОМАРНИЦКИЙ, директор издательства «Літопис»:

— Сегодня в Украине нужны не только образовательные программы, но и образовательные каналы, которые, кстати, в мире часто являются коммерческими. Иногда несколько образовательных каналов, существующих на одном национальном телевидении, конкурируют между собой, борясь за влияние на телеаудиторию и ее расширение. Задача образовательных каналов — прежде всего пропагандировать педагогический опыт, популяризировать новейшие учебные методики, апробированные на практике, а уже потом знакомить с открытиями в различных областях науки (например, с последним заданием успешно справляется канал познавательного плана Discovery). Интересно, что в странах, достигших значительных показателей в образовании, журналисты образовательных каналов, авторы научно-популярных работ по образовательной тематике — чрезвычайно популярные люди. Скажем, известный в мире тележурналист образовательного канала Гордон Драйден в соавторстве с доктором педагогики Джаннетт Вос написали книгу «Революция в обучении», ставшую мировым бестселлером: за год было продано десять миллионов экземпляров (уникальная цифра, а особенно, если принять во внимание, что это научно-популярная работа). Этим летом благодаря нашему издательству на прилавках книжных магазинов появилось и украинское издание. Поэтому задача образовательного телевидения — сделать доступнее учебную информацию, которая по каким-то причинам остается вне досягаемости учителя и ученика. Украинские образовательные каналы могли бы выживать, рекламируя продажу учебных услуг и курсов, тренингов по бизнес-образованию и менеджменту, предоставляя свой эфир для проведения интерактивных образовательных презентаций, семинаров и тому подобное. Уверен, что среди каналов, наполненных «мыльными операми и боевиками», такой канал всегда нашел бы свою аудиторию среди молодежи и интеллектуалов (сегодня последние после теленовостей хотят выключать телевизор). Кроме того, образовательное телевидение могло бы заполнить пробелы в так называемом родительском образовании, которое сегодня сводится в Украине к стендам в приемных покоях родильных отделений, нескольким научно-популярным работам (наподобие советов Спока) или журналам (как правило, русскоязычным). Убежден, что роль образовательного телевидения с каждым годом будет возрастать. Имею в виду все возрастающее значение самообразования в жизни общества, которое сегодня должно быть готово к требованиям новой эры коммуникации. Среди них — постоянное обучение человека на протяжении всей жизни, углубление знаний в различных отраслях, умение переквалифицироваться и осваивать новую профессию. К сожалению, мир, где живут наши дети, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы, которые, нужно отдать должное, значительно медленнее реагируют на новые потребности, чем телевидение. Образовательное телевидение — это чрезвычайно успешный проект будущего, который стоит активно воплощать в Украине.

Иван АНДРУСЯК, писатель:

— Убежден, что разговоры наподобие того, что телевидение показывает именно то, что хочет видеть зритель, — не более чем разговоры самих телевизионщиков (точнее, руководства каналов), которые под этот шумок выдают в эфир то, что подешевле и выгоднее им самим. Над культурологической, научно-популярной, образовательной программами нужно поработать, в их нужно вложить идею, душу, понимание того, что ты делаешь и для чего оно — а если нет ни души, ни идеи, ни личной причастности к дискурсу национальной культуры, тогда как? Для того, чтобы такого характера программы были на нашем ТВ, требуется только одно — добрая политическая воля. Тогда найдутся и авторы, и деньги, и будут рейтинги, а так ничего. Ведь могут те же россияне снимать умные и вполне успешные проекты, скажем, Сванидзе или даже Кожухова (несмотря на все отличия стилистики, они так или иначе несут интересную и полезную информацию — первый — об истории и культурологии, второй — о мире). Разве у нас нет специалистов, которые могли бы подготовить серию передач о знаковых моментах украинской истории, литературы, культуры? Разве кто-то хотя бы пытался «вытащить из теленебытия» и спокойно и рассудительно взглянув на такие фигуры как Петлюра, Коновалец, Бандера, Бульба-Боровец, Хвылевой, «боротьбист» Элан Блакытный и десятки, сотни других? Разве не интересной была бы профессионально и «без фанатизма» сделанная программа о художественной и политической неоднозначности таких классических фигур, как, скажем, Тычина, Бажан, Олесь Гончар?

Мария ЗУБРИЦКАЯ, проректор Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— Не должно быть никаких сомнений в целесообразности создания не только образовательных или просветительских программ, но и отдельного образовательного телеканала. Президент Украины Виктор Ющенко провозгласил образование общенациональным приоритетом, а это требует мощных информационных инструментов для динамичного обсуждения и внедрения изменений в образовательной политике. Украина едва ли не единственная в кругу государств-соседей до сих пор не пошла на эффективное использование средств массовой информации для пропагандирования своих лучших образовательных и научных достижений, вынос на публичное обсуждение дискуссионных вопросов, привлечение общества к деятельному, а не риторическому, диалогу с властью. Телевидение собственно и призвано разрушать барьеры между властью и обществом. Приведу один красноречивый факт, который должен бы побуждать государственных деятелей к принятию важного политического решения об открытии образовательного канала — в конечном счете эти идеи уже звучали в предвыборной кампании Виктора Ющенко и в его программе. Сегодня в Украине очевиден дефицит учебников и пособий нового поколения, школьные библиотеки, в частности сельские, напоминают музей законсервированной во времени советской системы книгораспространения, компьютерная грамотность учителей в среднем по Украине составляет двадцать два процента. Для третьего тысячелетняя, эпохи высоких информационных технологий — это очень драматичная картина. К этому добавилось еще два фактора, которые требуют мощной информационной кампании — присоединение Украины к Болонскому процессу и декларация о введении со следующего года единого порядка тестирования при вступлении в высшие учебные заведения. Даже самые бедные государства мира стремились при внедрении любых широких образовательных реформ использовать радио и телевидение для информирования, обсуждения и широкого публичного доступа к новым знаниям.

По моему мнению, новый учебно-образовательный телеканал должен быть общедоступным и рассчитанным на самую широкую зрительскую аудиторию различных возрастных групп и разного социального происхождения. Этот телеканал выполнял бы как и во всем мире образовательную, собственно учебно-методическую, воспитательную и развлекательную (викторины, конкурсы, фильмы для школьников и студентов) функции. При этом канал не заменяет учителя, а обогащает педагогическое и академическое сообщество большим объемом дополнительного материала, который можно использовать как в учебное, так и вне учебное время. Структуру этого канала соответственно нужно строить, основываясь именно на этих функциях. В конечном счете, мировой опыт, и в частности, опыт наших соседей такой большой и разнообразный, что можно легко адаптировать для нашего общеукраинского образовательного канала различные собственные версии телепрограмм и телепередач, что уже и делают успешно все отечественные телеканалы с разными развлекательными программами.

Подготовила Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ