Красная дорожка и живые скульптуры перед входом в Национальную оперу. Акробаты, ленты и огневые вспышки на сцене. Плюс прямой эфир на Первом Национальном. Так эпически и не без пафоса встречал Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (главный организатор действа) номинантов «Телетриумфа».
Ведущие на сцене сменяются попарно: Светлана Леонтьева, Игорь Татарчук, Лариса Губина... В перерывах между вручением статуэток — «Цирк Кобзов», группы «ТІК» и «Екс-президенти». Номинаций — 20. Специалистов экспертного совета — 68 (медиаменеджеры, телеведущие, журналисты, чиновники). Главные фигуранты шорт-листа — мощные центральные телеканалы. Василий Илащук, президент НТКУ еще перед церемонией рассказал «Дню» о сложностях с оцениванием работы телевизионщиков:
— Это комплекс работ. Телевидение зависит не только от одного автора, редактора, журналиста, корреспондента. Телевидение — это и звукорежиссер, и звукооператор, режиссеры, видеоинженеры, водители наконец. Это комплексная работа, поэтому оценивать ее довольно сложно.
Вручают статуэтки министры, заместители, ученые, шеф-редакторы. Василий Вовкун, министр культуры и туризма Украины, передавая награду в руки лучшей ведущей информационных передач Лидии Таран («5 канал»), выражает надежду, что на украинском телевидении скоро появятся, кроме политических и социальных, еще и культурные новости. Художественный руководитель кинофестиваля «Молодость» и глава Украинской кинофундации Андрей Халпахчи желает, чтобы украинское телевидение становилось не просто потребителем видеопродукции, а прежде всего ее производителем.
Постепенно абсолютное большинство наград — девять — переходит в руки телеканалу «1+1». Напомним, что еще три награды достались «Интеру», по одной — «5 каналу» и «Украине». Награждены также львовская ТРК «Люкс» и продакшен «Студия Пилот». В трех номинациях («художественный фильм (сериал)», «региональная передача» и «специальная премия Нацсовета») победителей не нашлось.
Украинский дизайнер Оксана Караванская, которая проходила в номинации «Дебют», уступила Сергею Рахманину и его «Дуэли». Пани Оксана рассказала, что согласилась на участие в проекте «Модный приговор» из-за любопытства. Вместе с тем ничего нового в телевизионной тусовке так и не нашла:
— На самом деле я в первую очередь дизайнер, поэтому, наверно, мне было очень интересно посмотреть на телевизионную тусовку. Вот и все. Я уже неоднократно была в модных тусовках, поэтому могу сказать, что лица все одни и те же. На самом деле все играют по тем же правилам, что и всегда, ничего не меняется, никаких разочарований или новых идей...
С «Интером» у дизайнера-телеведущей заключен годовой контракт.
— Возможно, он продолжится, — предполагает пани Оксана. Но уже не «Модным приговором», а другими проектами.
Впервые введенная Нацсоветом номинация «Возрожденная история» сразу же наделала шума. Точнее не сама номинация, а ее лауреатка — журналистка «ТСН» Леся Сакада-Островская. Свой «Телетриумф» Леся получила за цикл сюжетов об украинских реликвиях, найденных в Швеции.
Поднявшись на сцену за наградой, журналистка произнесла речь, которую медиакруги, наверное, будут помнить еще долго. В частности, она рассказала, что на награду продукт своей работы она выдвинула сама, ведь руководство канала не уважает ее и ее работу.
— Хотели обидеть меня, а унизили украинскую историю, — прокомментировала свое решение уже после церемонии Сакада-Островская.
Со сцены журналистка красноречиво охарактеризовала политику украинского телевидения:
— Мы сами, телевизионщики, очень упрямо превращаем украинцев в стадо.
Впрочем, последствий своей речи она не боится:
— Чего бояться? Трусам здесь не место. Из «ТСН» меня только вынесут. Как Брежнева, — шутит Леся. — Дело в том, что если вы следите за эфирами, я давно там отсутствую. У меня своя война, своя игра. Но я люблю этот канал, и пока меня оттуда со скандалом не выгонят, не выпихнут, я буду сидеть там... Сейчас у меня есть сериал, который, к сожалению, не утвердили. Один ученый подсказал мне, что такие герои русской культуры, как Федор Достоевский, оказываются, родом из Украины. Родовые имения этого писателя были на Виннитчине, сам он родом из Винницы. Есть целый список, и там столько фамилий и эти фамилии такие, что если с этой точки зрения посмотреть на русскую культуру... Но этот сериал неформатный. Я — неформатная. И я выжидаю время, когда я стану форматной. У меня есть предчувствие, что что-то изменится. Ну не может быть так. Что-то должно измениться.
На протяжении последней недели дискуссии и обсуждения вокруг «Телетриумфа» не утихают. Все стараются указать Нацсовету на его ошибки, прежде всего ссылаясь на некорректное выделение номинаций, неактивную работу экспертной комиссии и даже на уровень организации самой церемонии. Нацсовет же от всех претензий и обвинений открещивается, называя их безосновательными.
Правда, если точно, то недовольство деятельностью Нацсовета началось значительно раньше. Коммерческие каналы, которые входят в состав «Индустриального телевизионного комитета», побили горшки с этим регуляторным органом из-за его политики, которая, по их мнению, убивает телевизионную отрасль. Таким образом, так называемые пинчуковские каналы («ICTV», «СТБ» и «Новый») конкурс решили бойкотировать. Но «СТБ» все же получил награду. Журналистской премией «Фаворит телепечати» наградили проект журналистских расследований «За окнами». Заместитель председателя правления СТБ по информационному вещанию Алексей Мустафин, получая «Телетриумф», недвусмысленно намекнул, что Нацсовету с индустрией ругаться не пристало. Вообще господин Мустафин, рядом с Лесей Сакадой-Островской, оказались на этом празднике самыми непредсказуемыми ораторами. Так же, как спич журналистки «ТСН», слова заместителя председателя правления СТБ погрузили часть зала в напряженное молчание. Новости не должны начинаться на «с», «г» или любые другие буквы, сказал господин Мустафин, прямо намекая на нововведение в новостийной службе «1+1». Разве такое говорят со сцены в прямом эфире? Наверное, именно так в этот момент думала часть зала. И еще и Наталья Катеринчук, автор нового формата «ТСН», только что сошла со сцены. И не с пустыми руками, а с «Телетриумфом» за лучшую информационную передачу...
То есть очевидные противоречия были. И претензии к организаторам, судя по всему, небезосновательны. Но кто виноват и что делать, традиционно, неизвестно.