Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Турецкие сериалы, российские зрители

и... визии другого выбора для Украины
7 июля, 2017 - 15:09

Недавно закончилась демонстрация одного из многочисленных турецких телесериалов, получившего большую популярность на постсоветском пространстве. Сериал, как большинство других, о пылкой, да еще и вечной любви, о чем свидетельствует и его название «Черная любовь» или «Бесконечная любовь». Сюжет фильма развивается вокруг любви бедного парня из простой семьи и богатой девушки. Невзирая на все препятствия, которые возникали на пути влюбленных (а их режиссер сериала Хилаль Сарал изобрела уж слишком много!), они смогли воссоединиться, поскольку любовь оказалась настоящей, да еще и бесконечной. Умножьте все это на прекрасную игру секс-символа современного турецкого кино — Бурака Озчивита и талантливой молодой кинозвезды Неслихан Атагюль-Догулу — и вы действительно получите великолепную сказку о любви для взрослых. А кто сказал, что взрослые не любят сказок? Рейтинг сериала убедительно свидетельствует об обратном.

Однако это событие не заслуживало бы отдельного внимания, даже несмотря на высокий рейтинг фильма среди зрителей во всем мире. Кстати, к популярности турецких сериалов и успешности турецкой киноиндустрии мы уже начали привыкать, особенно после суперпопулярного проекта «Величественный век». Но речь о другом, то есть об обратной стороне монеты, а именно не о фильме как таковом, а о его зрителях — российских поклонниках сериала. Их реакция на то, как решила закончить романтическую историю режиссер Хилаль Сарал (погибает главный герой) просто невероятная! Даже постоянных завсегдатаев соцсетей, которые, кажется, ко всему привыкли, поразила та волна хамства и ненависти, которая была вылита на голову турецкого режиссера именно российскими фанатами сериала. Здесь тебе и требования переснять конец, и проклятия по поводу отсутствующего хеппи-энда, и пожелания всевозможных бед на голову и даже смерти ни в чем не виновной женщине. И что вообще ни в какие ворота не лезет — матерные слова и угрозы расправиться с ней за то, что она не «обеспечила» счастье в конце двухлетних страданий зрителей, «подсаженных» на иглу этого кинопроекта. И все это всерьез!

Немало из этих «травмированных» несчастливым концом романтической истории фанатов сериала призывают почти к крестовому походу против мусульман, потому что это, мол, культура делает их такими жестокими. Сами заметки, которыми изобилует интернет, призывают подумать о будущем молодежи, которая смотрит сериал и «набирается» жестокости, потому что режиссер будто бы «учит» убивать главных «хороших» героев. Хорошо, что кто-то (не важно, их каких именно соображений) фильтрует все эти отбросы. И сегодня, на второй неделе со времени финальной серии уже многое из того безобразия, которое в виде комментариев просто лезло в глаза каждому интересующемуся фильмом и обсуждением вокруг него. Наиболее «невиновными» остались следующие комментарии: «Я просто потрясена концовкой сериала. Я могла предположить все, но только не такое. Безумно, безумно жалко, но это турки, у них всегда все не ладится. Этот сериал обязан был окончиться на позитиве», или «Вот же турки, умеют все испортить...» (выдел. мое. — И.Г.)

Подобные реакции публики, которые иначе как массовой паранойей с оттенком ксенофобии, не назовешь — очень уж показательные. Уже кто-то из российских интеллектуалов назвал своих соотечественников психически больной нацией. Возможно, диагноз точный? И болезнь эту долго, и как теперь очевидно, успешно прививала российская империя своим подданным в метрополии. Стоит по этому поводу послушать самих россиян. Известный советский, а затем и современный русский философ Владимир Кантор, анализируя истоки бед России, утверждал, что наибольшим злом для его соотечественников стал большевизм, который растормозил в русском простом человеке самые низкие инстинкты, в первую очередь призывая «грабить награбленное», отбирать накопленное богатство у богатеев, а вместе с тем, не останавливаться, когда нужно, для этого отдать даже жизнь. Идеи взаимной ненависти, возвышенные до ранга общего правила существование, прикрыты красивой фразой, создали все условия для существования России, которую еще в начале ХХ века Дмитрий Мережковский назвал «Больной Россией». Фактически, предыдущая история России как империи стала определенной формой не только обнародования, но и институализации зла.

Сегодня, после ГУЛАГа и Голодомора, Быковни и Катыни вряд ли можно говорить, что зло является лишь отсутствием добра. И реальность современной России наиболее красноречиво подтверждает этот факт. Обработка массового сознания человеконенавистническими идеологиями никогда не проходит зря. Большевизм и нацизм являются потому самыми яркими примерами. Зло может стать всеобъемлющим и всепоглощающим, превращаясь в господствующий способ мировосприятия и самовыявления, «вылезая», как игла из мешка в казалось бы самых неожиданных местах, например, в реакции на фильм.

Поэтому-то сегодня для Украины являются такими опасными утверждения некоторой части наших сограждан о возможности альтернативного пути существования Украины — не европейского, а евразийского. Вера в то, что этот путь, невзирая ни на что, еще может быть общим для украинцев и россиян, оправдания путинизма как политики «крепкой руки»... И все это утверждается, прикрываясь «свободой слова» и «правом на собственное мнение»! В том-то и проблема, что ненависть не допускает существования ни права на другое мнение, ни свободы в любом каком ее проявлении. Не говоря уже о том, что, как отмечал известный экономист Андрей Илларионов, сегодня является нерешенным один из ключевых вопросов о том, где настоящая Россия? Ведь, пишет Илларионов, «процесс формирования национального мировоззрения, национального мышления для России, по большому счету, даже и не начинался. Потому что имперское мышление в России преобладает. И оно проливается, прорывается в виде каких-то кампаний «Крымнаш» или «Сириянаша» или же «Белорусьнаша» — какое-то такое безумие». В нынешней России, как справедливо отмечает Игорь Яковенко, «сталинизм и православие вместе идут в атаку на мозги россиян, объединившись с единой целью: не допустить в России нормальной цивилизованной жизни, в которой не будет места ни мракобесию, ни поклонению палачам».

Странно, что Донецк, превращенный в полную руину, все еще не стал убедительным аргументом для «навеки влюбленной в Россию» части наших земляков. В конечном итоге, если все еще не ясно, как больной сосед обойдется с тем, кто не оправдал его ожиданий (и это может быть как кино, так и что угодно другое!), можно выяснить, читая послание этого соседа невиновному турецкому режиссеру романтического сериала о любви «Черная любовь» Хилаль Сарал. Может быть, это позволит «альтернативщикам» раскрыть наконец глаза?!

Ирина Грабовская
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ