Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ТВ, в котором нуждается демократия

Вопреки проблемам, критике и конкуренции с коммерческими СМИ, общественное вещание в Германии является лидером в производстве новостей, информационно-аналитических программ и документалистики
16 декабря, 2010 - 18:42
БЕЗУСЛОВНО, ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ) В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ УКРАИНЫ, НО ПРИ ЭТОМ НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО У НАС СЛОЖИЛАСЬ УНИКАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ НЕ В САМОМ ЛУЧШЕМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА, И ТРЕБУЕТ ОНА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Общественное вещание в Германии создавалось на волне демократизации после Второй мировой войны, по образу и подобию британской компании BBC. Сегодня оно состоит из двух общенациональных каналов («Первый канал» — Das Erste и «Второй канал» — ZDF), двух общенациональных радиокомпаний («Немецкое радио«-Deutschlandfunk и «Немецкое радио Культура»-Deutschlandradio Kultur), а также девяти региональных радио- и телекомпаний.

Наряду с перечисленными, в «общественном пакете» транслируются также нишевые каналы «arte» (немецко-французский культурный канал), «3sat» (немецко-швейцарский культурный канал), «Феникс» (специализирующийся на актуальных событиях и документалистике), а также детский канал «KI.KA».

Ведущий принцип общественного вещания в Германии — это независимость — и от государственных, и от коммерческих интересов. Поэтому финансируется оно не из бюджета, а через абонплату, выплачивать которую обязан каждый гражданин, у которого есть телевизор или какой-либо другой «приемник» телевизионного или радиосигнала. Впрочем, абонплата — не единственный источник финансирования. У общественных вещателей есть право транслировать рекламу. Правда, только до 20.00.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ

В Германии первым появилось именно общественное, а не коммерческое либо государственное вещание (как во многих восточноевропейских странах, и в том числе в Украине). И только в середине 80-х годов, наряду с общественным, появилось коммерческое телевидение, но — и это крайне важно — оно было «завязано» на общественном вещании.

Для контроля над соблюдением концепции общественные СМИ создали специальный Наблюдательный совет (Rudfunkrat), состоящий из представителей разных общественных групп — политических партий, профсоюзов, общественных организаций, религиозных деятелей. В чем же состоит концепция общественного вещания? Прежде всего, это сбалансированное и всеобъемлющее информирование, соблюдение определенных журналистских и этических принципов, трансляция, прежде всего, образовательных и культурологических, а также развлекательных программ.

— Позиции общественного вещания в Германии довольно сильны, — утверждает Ганс-Юрген КЛАЙНШТОЙБЕР, профессор политологии, директор Междисциплинного института «Медиа и политика» в Гамбургском университете, консультант в области системы СМИ Восточной Европы. В этом году он принимал участие в обмене опытом с украинскими экспертами в сфере общественного вещания.

Урсула КОХ-ЛАУГВИЦ, руководитель Киевского офиса Фонда Фридриха Эберта добавляет:

— Общественное вещание — это один из основополагающих элементов свободы слова в Германии, поскольку оно свободно от интересов и собственников, и государства.

«ДЕЛО БРЕНДЕРА»

Профессор Клайнштойбер подчеркивает, что общественное ТВ и радио охватывает примерно половину населения страны.

— Тем не менее, есть и серьезные проблемы, нуждающиеся в разрешении. Одна из них состоит в том, что, вопреки закрепленной законом независимости общественного теле- и радиовещания, снова и снова совершаются попытки политического влияния на него. Несомненно, эти попытки будут продолжаться, — уверен эксперт.

В качестве примера, подтверждающего слова профессора, можно привести так называемое «Дело Брендера», которое в прошлом году вызывало большой общественный резонанс в Германии. Скандал разгорелся после того, как члены Христианско-демократической партии Германии, которые составляют большинство в одном из органов контроля за ZDF, начали препятствовать продлению договора с главным редактором канала ZDF Николаусом Брендером. Официально оно обосновали это решение низкими рейтингами информационных передач, хотя и сам Брендер, и большинство экспертов утверждали, что дело не в рейтингах, а в партийно-политических интересах, которые взяли верх над свободой слова.

— Уважаемый журналист впал в немилость канцлера, и она сделала все, чтобы не допустить продление договора с ним, — коротко описывает свое видение ситуации профессор Клайнштойбер. — Все эти события, конечно же, ни к каким содержательным изменениям в вещании канала не привели.

После этого события Николаус Брендер продолжил критиковать партийно-политическую доминанту в общественном телевидении. Кроме того, он утверждает, что существует некая шпионская система, которая связывает телевизионных редакторов и политических членов Наблюдательного совета, что очень напоминает времена ГДР...

Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, Конституционный суд Германии должен разрешить проверку состава Совета, но на данный момент такое решение еще не принято.

— «Дело Брендера» свидетельствует о том, что общественное вещание Германии не застраховано от политического влияния, — комментирует Урсула Кох-Лаугвиц. — Единственным противовесом, способным его ограничить, стал общественный резонанс, который вызвала эта ситуация».

ВЫЗОВ: ФИНАНСИРОВАНИЕ

— Еще один вызов для общественного вещания в Германии — это финансирование, — отмечает профессор Клайнштойбер.

В частности, речь идет о реформе абонплаты, проведение которой запланировано на 2013 год. Если раньше платили только те, кто владел соответствующей техникой для приема телевизионного и радиосигнала, то с 2013-го года абонплату должно будет вносить каждое домохозяйство в Германии. На замечания относительно того, что это несправедливо, эксперты отвечают, что в сложившейся ситуации этот вариант является безальтернативным.

Дискуссии вызывают также принципы распределения средств между региональными вещателями. Ведь необходимо учитывать, что некоторые из них слабее других в финансовом отношении. Так, директор радиокомпании Rundfunk Berlin-Brandenburg (входит в систему общественного вещания) Дагмар РАЙМ считает, что существующая система финансового распределения несправедлива и что должен быть разработан иной механизм уравнивания возможностей всех региональных радиостанций.

УМНЫЙ ЗРИТЕЛЬ «СТАРЕЕТ»

— Важная проблема общественного вещания состоит также в том, что его зритель «стареет» и привлекать молодую аудиторию становится все сложнее, — отмечает профессор Клайнштойбер.

Ситуацию усугубляет также растущая конкуренция со стороны коммерческих медиа.

— Сейчас общественным СМИ необходимо еще активней работать над собой, ведь речь уже идет о их выживании, — признает Ганс-Юрген Клайнштойбер.

Хотя, по словам профессора, на счету общественных вещателей есть эксперименты с молодежными программами, но все они оказывались слишком «слабыми» и неконкурентоспособными.

Содержание общественного телевидения критикуют снова и снова. Надо признать, что задача вещателей непроста: они должны оправдывать вложенные в них средства адекватными рейтингами. Но, создавая высококачественный продукт, телевизионщики сталкиваются с тем, что смотрит его, как правило, очень небольшое количество зрителей. Поэтому часто самые качественные программы отодвигают в ночной эфир.

— Чтобы привлечь рекламодателей, телеканалы нуждаются в определенных рейтингах, — объясняет Урсула Кох-Лаугвиц. — Поэтому в прайм-тайм выгодней транслировать футбол или эстрадную музыку, на которую в Германии спрос всегда есть.

Такая политика однажды вызвала настоящий скандал. В 2008-м году знаменитый 88-летний литературный критик Марсель Райх-Раницки публично отказался от главной телевизионной премии Германии. Свой отказ он обосновывал тем, что некоторые из номинированных на эту же премию программ, по его мнению, являются «глупостями», а сама церемония награждения стала для него «отвратительной» и «невыносимой».

— Я также не в восторге от того, что примитивные ток-шоу и передачи так популярны, — говорит Урсула Кох-Лаугвиц. — Но дело в том, что это как раз и является элементом свободы средств массовой информации. Повлиять на вкусы аудитории можно только посредством образования, — считает она.

ГЛАВНОЕ — НЕ РЕЙТИНГ, А ДОВЕРИЕ

Тем не менее, как свидетельствуют социологические исследования, большинство телеаудитории ценит все же серьезный подход. В целом рейтинг общественного ТВ составляет немного меньше 50%, общественного радио — чуть больше 50%. Но главный предмет гордости общественных СМИ — вовсе не рейтинг, а высокий уровень доверия к ним со стороны общества. На вопрос «Журналистам каких средств массовой информации вы доверяете прежде всего?» 69% респондентов отвечают «журналистам общественных вещателей». Сравните эту цифру с 15% доверия к коммерческому ТВ.

Создателям общественного вещания в Украине профессор Клайнштойбер советует хорошо проанализировать опыт в этом деле таких стран, как Польша, Венгрия и Чехия, где общественное вещание также создавалось на основе государственного. «Такая трансформация действительно может быть успешной и постепенно привести к созданию модели, подобной той, которая сейчас действует в Германии — говорит он. — Ведь, вопреки многим проблемам, критике и конкуренции с коммерческими СМИ, немецкое общественное вещание является лидером в производстве новостей, информационно-аналитических программ и документалистики. А именно в этом, прежде всего, нуждается демократия», — уверен профессор.

Аннетте БРОЙНЛЯЙН, журналистка, Берлин, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ