Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ТВ-зомбирование

Или Видна ли победа Майдана из телевизионной сетки вещания?
7 мая, 2014 - 17:11
ТВ-зомбирование
КРЫМ / ФОТО РЕЙТЕР

Противозаконная военная операция Путина состоялась в Крыму на хорошо подготовленной почве — идеологической. Общественное мнение о том, что «Крым — это Россия» и не иначе, формировалось давно, настойчиво и целенаправленно. На это работали российские телеканалы и пророссийские крымские СМИ. А также антиукраинские общественные организации, на деятельность которых вливались огромные средства со стороны России, и откровенные украинофобы в крымском и украинском парламентах.

БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

С первых дней независимости в Украину были допущены российские телеканалы, газеты и журналы, российские политтехнологи, менеджеры и телеведущие, которые — кто-то откровенно, а кто-то завуалировано — пропагандировали российские ценности, навязывали тезис о «едином народе», сожалении об «утраченном могучем государстве СССР», целенаправленно работали на консервирование сознания «совка». Но хуже всего, что атакам дезинформации украинские граждане годами подвергались и «в тылу» — со стороны собственных медиа, в частности телевидения. Собственно, влияние телевидения является чуть ли не самой опасной «бомбой замедленного действия». По данным исследовательской компании InMind, которая на заказ «Интерньюз Нетворк» провел опрос в 10 регионах Украины: Киевской, Винницкой, Донецкой, Львовской, Николаевской, Закарпатской, Сумской, Харьковской, Черкасской областях и в Крыму, для 87% граждан наиболее популярным источником получения новостей является телевидение.

В то же время, по данным Академии украинской прессы, которая исследует освещение новостей на восьми ведущих каналах, в течение последних двух лет в среднем лишь каждый пятый (!) материал был сбалансированным. А добавьте сюда умалчивание тем, откровенное манипулирование общественным мнением во время общественно-политических шоу. И не только при прошлой власти, но и теперь. Ведь чем можно оправдать бенефис Лукашенко на «Шустер live» в разгар информационной агрессии?

Кроме прямой манипуляции в информационных программах, ТВ промывает мозги украинцам российскими сериалами типа «Улиц разбитых фонарей», «Морпехов», «Братьев», «Адмиралов», «Белых гвардий», где выстраивается героическая история СССР и России. Вот анонс из «Кинопоиска» к фильму «Морпехи», который в свое время показывали «Интер», НТН, ICTV: «Их называют «черные береты», «черные дьяволы», «черная смерть». Об их мужестве и воинской доблести ходят легенды. Одно упоминание о них наводит ужас на противников. Они — элита нашей армии». И не важно, что Россия — чужая страна, и армия уже давно не наша.

Прославление чужих героев влияет на коллективное подсознание и в массовом сознании отпечатывается: мы «один народ», у нас «общая история». И уже не будет отторгнут и тезис об общем будущем. Нас постоянно убеждают в неразрывности пуповины, которая связывает с СССР—Россией. Именно поэтому уже почти четверть века мы никак не можем избавиться от «совковой» зависимости, потому что «совок» возникает во все новых и новых образах, во все новых и новых сериях.

«Информация создает реальность — определенная информация создает необходимую определенную реальность. Но сначала информация создает необходимую реальность в подсознании, то есть в головах. И тогда разум начинает воспринимать и видеть реальность такой, какой ее создала информация, которую ему навязали, особенно с помощью картинки на экране. И чем интенсивнее и эмоциональнее атакует информирование, тем лучше оно срабатывает», — объясняет профессор философии Игорь Пасько.

Поэтому не случайно стать единым государством с Россией хотели бы 15% зрителей «Интера», 15,4% — канала «Украина», и 24,3% — зрителей российских каналов (данные Фонда «Демократические инициативы»).

ПЕЧАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Просмотрим бегло программы телеканалов сейчас, когда аннексирован Крым, около восточных границ Украины сконцентрированы тысячи российских войск. «Интер»: «Следствие вели... с Леонидом Каневским», «Женский врач», «Пока станица спит», «Возвращение Мухтара-2» и новый фильм «Дом с лилиями»; «1+1»: «Склифосовский», «Сваты», «Любовь в большом городе»; IСTV: «Опера. Хроника убойного отдела», «Улицы разбитых фонарей», «Лесник», «Братаны» — это все производства России, или на заказ России.

Вот последний пример: 24-серийная семейная сага «Дом с лилиями», которую демонстрирует «Интер», производства украинской кинокампании Film.ua совместно с «Фаворит-фильм». Сериал снимался в 2012—2013 годах в Украине и за ее пределами на заказ российского «Первого канала». Кажется, фильм поднимает общечеловеческие проблемы, но опять: российский режиссер Владимир Краснопольский («Вечный зов», «Тени исчезают в полдень»), русские герои, звучит русская «Барыня, барыня, барыня-сударыня...» и, соответственно, — навязывается русская ментальность.

На экранах наших телевизоров не живет герой, которого можно идентифицировать с Украиной, кем стоило бы гордиться, как морпехами, или супер-ментами. Украинский герой, аристократичность которого восхищала бы так, как адмирала Колчака в исполнении Константина Хабенского («Адмирал»). А разве их мало в истории Украины? Зато в телевизионном пространстве, в частности канала ТЕТ, живет непутевое, жалкое, уродливое создание Виталька. «И говорит Виталька на таком же отвратительном, как он сам, языке... Все остальные многочисленные персонажи этого скетча, кроме Виталькиной матери, такой же полоумной недотепы, как и он, разговаривают на стандартном русском языке, — пишет профессор Лариса Масенко. — Через такой красноречивый портрет Витальки, в языковом плане противопоставленный русскоязычному окружению, в подсознании зрителей укореняется образ украинского языка как языка неполноценных маргиналов». Впрочем, только ли украинского языка? В целом украинца!

Добавьте к этому засилье российской музыкальной попсы, которая заполонила все каналы и радио; низкопробные юмористические шоу, так называемые шутки, в которых часто тоже унижают украинцев.

МАЙДАН ПОБЕДИЛ?

Революция Достоинства победила. В Украине началась современная эпоха: речь идет об обновлении государственной системы, честной власти, люстрации, борьбе с коррупцией, тотальном очищении общества. Так не пора ли и телевидение сделать украинским? Не по названию — по содержанию! Реально ли сегодня в Украине создать качественный информационный продукт?

«Думаю, что качественный украинский продукт (если мы говорим не об отдельном, а о текущем производстве) появится не скоро. Рекламный рынок на удивление мал — а именно он может обеспечить такой конвейер. Относительно замены российских сериалов турецкими или польскими — они однозначно проигрывают российским в рейтингах, а для частных каналов в приоритете именно рейтинги. Должен найтись один смелый программный редактор, который сделает это на свой страх и риск, заменив линейку российского мыла. Либо это сработает, либо...», — считает Зураб Аласания, новый генеральный директор Национальной телекомпании Украины.

Стоит начинать с формирования информационной политики государства, где нужно четко определить, что телевидение в Украине должно быть и по духу украинским. Украинцы нуждаются в украинском ГЕРОЕ (и заслуживают его)! Его может показать телевизор. Вспомним, как долго ожидали и обсуждали «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», «Івана-силу», «Параджанова», «Хайтарму»...

После событий на Майдане журналистское движение «Стоп цензуре» призывало привлечь к ответственности менеджеров и журналистов канала «Интер» и Первого Национального, которые дезинформировали граждан относительно протестных акций, занимали провластную позицию, сеяли панику, разжигали ненависть, вражду, страх. Но на самом деле после того, что произошло в стране, стоит серьезно говорить об ответственности большинства средств массовой информации. Понимают ли они свою вину? Переосмыслили ли свои действия, изменили ли свою позицию? Ответ на эти вопросы будет понятен из сетки вещания центральных каналов, которая пока существенно не изменилась.

Светлана ЕРЕМЕНКО, медиа-эксперт
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ