Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Учебник» сомнительного качества

Можно ли изучать украинскую жизнь по программам отечественных телеканалов
9 апреля, 2004 - 00:00


Когда собственно слова «телевидение» еще и в проекте не было, национальный менталитет народа формировала в основном литература. Каждый из героев украинского произведения если и не олицетворял какую-то характерную черту народного менталитета, то во всяком случае влиял на национальную идентичность. С окончательным определением телевидения как главного источника информации и носителя массовой культуры национальное сознание стали формировать американские боевики, латиноамериканские страсти и представители русской эстрады. Достаточно включить телевизор — и можно увидеть, герои каких сериалов определяют роль и место того самобытного, из жизни взятого и книгами описанного, украинца, в сегодняшнем дне. Немецкий литератор Вернер Мич писал, что недостатки отдельных людей называют грехами, а недостатки всей нации называют национальным характером. Но насколько искаженное мы имеем отображение нас самих на телеэкранах! Некоторые украинские телепрограммы предлагаются к просмотру и за границей. И как можно объяснить соседям по планете, что мы — не бедные Насти, и не пасынки американских полицейских, что у нас есть свои, а не «Итальянские страсти»?..

«КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЖИЗНИ В УКРАИНЕ И О МЕНТАЛИТЕТЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА МОГЛО БЫ СЛОЖИТЬСЯ У ИНОСТРАНЦА, КОТОРЫЙ БЫ ИЗУЧАЛ УКРАИНУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ПРОГРАММАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ?» С просьбой пофантазировать на эту тему «День» обратился к экспертам:

Сергей ТРЫМБАЧ, кинокритик:

— Я думаю, в первую очередь иностранец подумал бы, что украинцы — страшные киноманы, что у них просто крыша поехала, потому что они смотрят только кино. На Западе по телевизору показывают не так уж и много фильмов. А у нас, как известно, некоторые каналы просто напоминают некую кинобудку. Фильмы ужасов, боевики, единоборства, сплошной мрак — основной подбор фильмовой продукции. Если бы я был иностранцем, то подумал бы, что в Украине живет и работает на телевидении слишком много мужских шовинистов. Для женщин, особенно старшего возраста, на мой взгляд, это страшно — смотреть такое кино. Хотя каким-то «железным» леди такой кинопродукт, возможно, придется по вкусу...

Что же касается программ развлекательного плана, то на большинстве телеканалов собственных передач почти нет. Все их рейтинговые программы или просто куплены за границей, или сделаны по чужой колодке. То есть отечественное телевидение опять- таки демонстрирует полное отсутствие любопытства украинцев к самим себе. У нас довольно большой интерес к происходящему в мире, к соседям — далеким и близким, а вместе с тем — полная нелюбовь к себе. Индивид, который не любит себя, вообще никого не любит. И его соответственно потом никто не любит. А нация — это коллективный индивид... Во-вторых, иностранец был бы очень удивлен тем, что у нас почти все информационные блоки напоминают друг друга. И особенно в части освещения иностранных событий. Reuters, Reuters, Reuters… Нет собственного поиска. Мы довольствуемся чужим продуктом. Иностранный гражданин подумал бы, что украинец — это тот, кто охотно верит всему, что ему показывают и рассказывают с Запада. Иностранец решил бы, что украинцы — беззаботная, не рефлективная нация, которая не задумывается, кем и чем она является.

В-третьих, ему бы показалось, что в Украине, кроме Киева, практически больше ничего нет. Украина — это Киев, а Киев — это Украина. Украинской провинции на телеэкране почти не существует. Таким образом, Украина мыслит себя только как стольный град Киев. Иностранец, посмотрев украинские ток-шоу, подумал бы, что мы — народ болтливый. На Западе люди говорят более кратко, экономно, хотя иногда бурно, но как-то лаконичнее формулируют свои мысли.

Положительные эмоции у иностранца вызвали бы украинские женщины. Они у нас везде красивые, и на телевизионном экране тоже. Думаю, в этом плане мы имеем все основания гордиться.

Виктор ВОРОНЮК, эксперт Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины:

— Во время пребывания в Германии у меня была прекрасная возможность практически ежедневно смотреть польские, македонские, сербские, болгарские, румынские, даже грузинские и армянские телеканалы. Однако украинских каналов, которые транслировались в Германии, было больше всего: СТБ, Новый канал, 5-й канал, телеканал «Украина», ТЕТ и Enter. Согласитесь, этот факт свидетельствует об определенной заинтересованности Украиной со стороны стран Европы и НАТО. Однако больше всего удивило то, что даже о России иностранцы делали свои выводы с помощью украинцев, поскольку Первый канал российского телевидения (Всемирная сеть) транслировался именно украинской компанией. Как это ни странно, реклама на канале была именно от украинских производителей. Однако особенно меня, как представителя Украины на Западе, огорчила трансляция «чемпионата по стриптизу», который освещал телеканал СТБ. В Европе с Украиной и так связывают мало приятных ассоциаций, поскольку знают о нашей бедной жизни, коррупции, трансграничной преступности. К этому же, к сожалению, прибавились еще и подобные «чемпионаты». Таким образом, поскольку СТБ практически ежедневно пропагандировал «женский стриптиз», можете представить мое положение, когда от заграничных коллег я слышал нескрываемые насмешки как над представительницами очаровательного пола, так и над самой Украиной.

В целом же, если сравнивать наше телевидение с европейским, то оно на сегодняшний день остается довольно агрессивным. Мы стремимся в Евросоюз. Однако там есть определенные ограничения и относительно показа рекламы, и относительно насилия, а тем более эротической и порнографической продукции. Скажем, в той же Германии такую продукцию можно смотреть только за отдельную плату на так называемых пей-ТВ (платных телеканалах). Если же такие ленты и запускаются на общих телеканалах, то они транслируются только глубокой ночью.

На мой взгляд, на украинских телеканалах есть еще достаточно программ, которые не несут интеллектуальной нагрузки. И собственно украинское ТВ «выезжает» благодаря новостям и музыкальным передачам. Свидетельством этому, вероятно, является и то, что одна из кипрских компаний недавно инвестировала почти один миллион долларов в одну из новых украинских певиц.

Возможно, в Украине следовало бы позаботиться об информационной стратегии и делать ставки на то, что стоит пропагандировать, а не на то, от чего следует отмежевываться. Ведь и после стольких лет независимости иностранцев больше всего поражает то, что украинское ТВ «говорит» преимущественно на русском языке. Следовательно, Украину до сих пор в Европе воспринимают преимущественно как часть России.

Наконец, хотел бы отметить, что стремление украинцев жить и быть европейцами зависит только от них самих. Все должно подкрепляться конкретными делами. Телевидение — это тот механизм, который сегодня воспитывает, учит, пропагандирует и, в конце концов, делает имидж государства в глазах европейского Запада. Так что, думаю, руководителям телевизионных медиа, как и журналистам, следует внимательнее думать и подходить к тому, что потом говорится и показывается в телеинформационном пространстве.

(Окончание см. в следующем пятничном номере)

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ