Встреча Президента с «блогерами», а точнее — популярными корреспондентами «Фейсбука» — не имеет отношения к журналистике. Это сфера связей с общественностью, а именно коммуникация с так называемыми «лидерами общественного мнения» (ЛОМ). Последние тенденции коммуникационных практик утверждают — подобные контакты являются важными и эффективными и значат иногда даже больше, чем традиционные медиа-рилейшенз.
Итак, блогеры в гостях у Президента — это модно и современно. Но если разбирать этот ивент с точки зрения правил коммуникаций, то возникает такой вал неприятных вопросов, что позитивные последствия от мероприятия там просто теряются.
Первое, что вызывает удивление, — это отбор участников встречи. Классический подход — для контактов избираются ЛОМ, которые влияют на мнение важных аудиторий — с точки зрения организатора мероприятия. Если посмотреть на состав участников собрания блогеров в АП, то создается впечатление, что Президент собрал у себя своих сторонников, которые являются авторитетами для других его сторонников. Откуда и взялись все эти разговоры о «теплой ванне» и «зоне комфорта», которыми изобиловал «Фейсбук» после встречи.
Не совсем поняло, почему вдруг главе государства понадобилось повышать свой рейтинг у аудитории, которая и так ему симпатизирует. Появляются даже мысли о том, что в среде симпатиков Петра Порошенко есть какие-то негативные тенденции, и потому понадобилась срочная эмоциональная поддержка апологетов действующего Президента.
Или же дело было совсем в другом. Может, это должна была быть абсолютно закрытая, тайная встреча Порошенко со своими доверенными и проверенными ФБ-особами. Может, Петр Алексеевич и его коммуникационная команда решили «сверить часы» (обновить тезисный ряд для распространения) и предоставить актуальные указатели проводникам политики Президента в «Фейсбуке».
Впрочем, в любом случае что-то пошло не так.
То ли организаторы встречи неверно проинструктировали участников встречи, то ли у них вдруг появились худшие личные качества, но факт является фактом: итоги встречи оказались далекими от тотального позитива.
Конечно, можно было ожидать, что кулуарные посиделки с узким кругом блогеров, часть которых является малоизвестной и малоавторитетной в журналистской среде, вызовет раздражение со стороны медиасообщества, других блогеров, активистов и просто небезразличных граждан. Но, кажется, организаторам встречи этот негатив со стороны «непричастных» априори был «по барабану». Мол, не хвалите нашего Президента — так и не будете ходить к нему «на чай», и вообще мнение «зрадофилов» главе государства не интересно. Хотите критиковать — критикуйте, мы вас все равно слушать не будем.
Но скандал, который вспыхнул после встречи внутри среды т.н. «порохоботов», точно стал неприятным сюрпризом как для организаторов разговора в узком кругу, так, надо думать, и для самого Петра Алексеевича. «Селфи с Президентом», сделанное одним из «президентских» блогеров, привело к такому обливанию участниками встречи друг друга грязью, что вся критика извне просто померкла перед этим зрелищем.
«В сухом остатке» разговор Президента со своими ФБ-сторонниками оставил неприятное ощущение, что нас заставили заглянуть за кулисы «президентской коммуникационной кухни». Все содержательные заметки участников «тайного чаепития» утонули в луже грязи, которой они бросались друг в друга, а мы за этим вынуждены были наблюдать.
Если провести анализ того, что происходит с президентскими коммуникациями в последнее время, то можно заметить, что оба недавних значительных публичных события — пресс-конференция, встреча с блогерами — вместо укрепления позитивного имиджа Президента вызвали шквал негатива, стали источником коммуникационных кризисов и вряд ли способствовали повышению уровня доверия к главе государства в обществе. Главным образом, к этим неприятностям привела устоявшаяся практика украинских государственных деятелей устраивать коммуникации не по современным западным, а по «совковым» образцам. Грустно, что эту традицию продолжают даже люди, которые декларируют европейский путь развития страны...