Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украинский зритель устал от неосмысленной информации»

Шеф-редактор «5-го канала» Владимир МЖЕЛЬСКИЙ — о здоровой конкуренции на ТВ и борьбе за интернет-аудиторию
2 июня, 2017 - 12:17

Два месяца назад топ-менеджмент «5-го канала» принял решение существенно обновить дизайн и функционал сайта. В отличие от других веб-страниц телеканалов, где по большей части пытаются адаптировать контент вещателей под требования сети, на 5.ua сделали ставку на отдельное развитие интернет-платформы. Почему «5 канал» начал бороться за внимание интернет-пользователей, кого считает основными конкурентами на рынке информационного ТВ и каким видит будущее нишевых каналов в Украине, «Дню» рассказал шеф-редактор «5-го канала» Владимир МЖЕЛЬСКИЙ.

— Если говорить откровенно, то доля информационных каналов в Украине — 2—2,5%. Сначала, когда на рынке был один канал, соответственно, эти проценты мог забрать он. Потом появилось 5 информационных каналов, и они между собой разделили этот же процент доли. Сейчас мы можем говорить об условных 10 каналах, и что в результате? Теперь эти 10 каналов будут делить свою ограниченную количественно аудиторию. Да, в период выборов этот процент может максимально достичь отметки 5-6. Но даже при таких позициях мы в среднем говорим о меньшем проценте на каждый канал, — говорит шеф-редактор «5-го канала» Владимир Мжельский. — Рекламодателям продавать такую аудиторию становится все труднее.

Не так давно продюсер «Тониса» Алексей Семенов в беседе с «Днем» сказал, что рекламный рынок сокращается только для центральных каналов...

— Я уважаю Алексея Семенова как человека, который сделал несколько четких и действенных информационных каналов. Они современны, конкурентны, они не просто откуда-то «содраны», а им, так сказать, выстраданы. Вопрос в том, что если мы дальше производим только информационный продукт, то это, по моему мнению, не лучший вариант распоряжения деньгами инвесторов. Сегодня ожидать, что еще больше людей будет смотреть информационные каналы, не стоит. Повторюсь, выборы, общественные или политические потрясения — да, это обостряет внимание аудитории. Но в относительно стабильное время все эти люди идут в интернет. А на ТВ смотрят бесконечные развлекательные талант-шоу, детки — мультфильмы, а домохозяйки — мелодраматические сериалы.

«КЛАССНЫЙ КАНАЛ О КУЛЬТУРЕ — ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ»

Видите ли будущее в Украине в так называемом сегменте нишевых каналов? Кажется, канал, посвященный истории или качественной классической музыке, мог бы у нас найти свою аудиторию.

— Да, нишевые каналы в Украине могли бы иметь аудиторию. Но это вопрос уровня культуры людей и вообще национального сознания. Если мы говорим о возможности существования нишевого канала с условным названием «История», то теоретически такой канал, безусловно, нужен. Но практически ему не было бы на что существовать. Проблема в том, что для таких исторических, культурных каналов нужны не просто большие средства инвесторов, а государственная поддержка. Ведь это очень дорогое удовольствие — содержать классный канал о культуре. Думаю, что государство должно поддерживать, искать спонсоров или обеспечивать бюджетным финансированием. То есть, по факту, делать все то, что сейчас, по крайней мере позиционально, «вешают» на Общественное ТВ. Следовательно, само Общественное телевидение, если исходить из наших реалий, в теории должно занять эту нишу. Это, так сказать, их поле для маневра. Они должны заниматься информационно-просветительской деятельностью, информационной пропагандой общественных ценностей. Общественный канал должен удовлетворить потребности прежде всего думающих людей.

Если вернуться к теме информационных вещателей, кого считаете главными конкурентами «5-го канала»? По кому, так сказать, сверяете часы?

— Существует такая дилемма: есть каналы, которые стоит смотреть, — не за счет того, что у них лучший рейтинг, а именно потому, что они демонстрируют классные профессиональные подходы. А есть каналы, которые имеют рейтинг, но я бы их не смотрел, даже если бы мне за это платили.

Мои коллеги знают, что время от времени я провожу так называемые дни мониторинга работы конкурентов. То есть с утра до вечера смотрю, что там у других. Просто так сижу в кабинете целый день и переключаю каналы... Как человек, который давно на этом рынке работает, я точно понимаю, что львиная доля информации — это вовсе не новости. Эта информация появляется именно на этих вещателях, именно в это время не просто так. И такие каналы трудно назвать конкурентами.

Также внимание обращаю на каналы, которые пытаются сейчас позиционировать себя как информационные. Они крутят тоже колесо, что и мы. Но якобы по-другому, по крайней мере постоянно говорят об этом.

...Алексей Семенов сделал из NewsOne — канал прямых эфиров, а из «112 Україна» канал, который в эфирном вещании «не останавливается», продуцируя такой себе бесконечный поток информации. Возможно, сейчас появится предложенный им какой-то третий формат на базе «Тониса». Но что это все по факту? Мы создаем новую нишу в нишевой информационной сфере. Мы живем в своем «замкнутом мире». Да, со стороны может показаться, что это большой, раздутый мир информационного вещания, но от того, каким мы его представляем, реальность не изменяется — зрителя больше не будет, и каналы все дальше и дальше будут распределять долю, но теперь между большим количеством конкурентов. Что я обо всем этом думаю, о такой конкуренции? Чем больше раздуть надувной шарик, тем быстрее он лопнет.

В конце концов, наш зритель устал от информации. Он все эти годы был активно заинтригован тем, что происходит, более того — чувствовал себя причастным к политическим процессам. Но сейчас этот активный зритель, это наше молодое поколение... — в интернете.

«ДЕЛАЕМ ТЕПЕРЬ СТАВКУ НА МОЛОДЕЖЬ»

— Именно поэтому «5 канал» существенно обновил дизайн и функционал своего сайта? Менеджмент решил бороться за интернет-аудиторию?

— Наша аудитория постепенно стареет. А люди старшего поколения в интернет не пойдут, по крайней мере, не массово. Они привыкли воспринимать информацию из телевизора. Мы делаем теперь ставку на молодежь, этих 25—30-летних украинцев, которые хотят жить в ногу со страной, но не имеют возможности и, будем откровенными, желания смотреть телевидение в неудобное для них время. Мы пошли на то, чтобы обеспечить их всей необходимой информацией в их жизненном пространстве.

Сейчас у нас на сайте, как на рынке интернет-СМИ в целом, обновления идут одно за другим. Мы просто не можем остановиться. Когда мы останавливаемся отдохнуть, рынок идет дальше. К примеру, сейчас популярны лонгриды — так называемые «длинные истории». Мы решили объединить их с историями, которые показываем на канале. Но в эфире это сюжет максимум на три минуты, а в интернете — полноценная законченная история. И это пользуется спросом.

Мы обновили фотогалерею — крутая и кликабельная тема. Словом, есть немало «фишек», которые нужно понимать и активно использовать. Конечно, интернет дает нам омолаживание аудитории, и в то же время удерживает и возвращает нашу аудиторию еще со времен первого Майдана. Кроме того, сегодня интернет подбрасывает нам темы для телевидения. Сейчас «Час он-лайн» запускаем параллельно в сеть и телеэфир — и самое интересное идет именно в интернет. К тому же практикуем историю внеэфирного общения, когда на ТВ реклама, а на сайте зрители видят в этот момент непринужденное общение гостей студии. Также совместно — сеть и ТВ — проводим онлайновые чаты. И это показывает невероятные рейтинги.

То есть наш обновленный сайт не дублирует канал. Такой цели не было. Сейчас он дополняет основного вещателя. Когда ставишь важную тему оперативно на сайт, а затем анализируешь ее в телевизоре — это имеет взрывной эффект.

Как воспринимаете конкуренцию с таким популярным сейчас явлением, как интернет-телевидение?

— Сегодня многие интернет-каналы просто переносят принципы работы традиционного ТВ в сеть. Поверьте, если сигнал интернет-каналов дать в телевизор, то очень трудно отличить, где какой канал. Они работают по тем же стандартам. А это ошибочный подход. Интернет — более быстрая, динамичная вещь, и он живет по абсолютно другим стандартам. Поэтому, в известной мере, мы, конечно, выходим на их «поле». Но если нам удастся реализовать задуманное, это будет выглядеть качественно иначе. Не хочу никого критиковать, но вести видео-блог и создавать интернет-ТВ — абсолютно разные вещи.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ