Просмотр любой новостийной программы в любой день недели рождает сумбур в мозгах и стойкую уверенность: в стране — разброд и шатание. Казалось, с чего бы? А тут и думать долго не надо: выборы — на носу, а партийное построение завязло в электоральной апатии, для которой есть все основания.
Народ обессилен непосильной думой о том, что же на самом деле происходит в верхах государства. Легче было бы убедить себя в том, что все это предвыборные игры, следствие политической борьбы, верхушка айсберга, который вот-вот покажется весь, и все станет просто и понятно. Но с каждым днем иллюзии относительно существования какой-то хитрой стратегии высшего руководства страны, по которой и бывших соратников в пылу антикоррупционной борьбы сдали якобы не вынужденно, а планово, тают. И истина пугает своей безобразной наготой, и андерсеновское «а король- то — голый» не вызывает восторга первооткрывателя, терзая сердца и души ни в чем не повинных, кроме излишней доверчивости, людей. Сердца, охлажденные холодными ветрами разочарований, леденеют, что совсем не входит в планы тех, кто видит в них исключительно избирательные голоса. И времени согреть их новыми обещаниями становится все меньше — с официальным началом избирательной кампании все переменится в нашем информационном пространстве — так велит закон, суровый и... несправедливый. Настолько несправедливый, что любимчик тех, кто еще «недокохався», ведущий «5 канала» Данило Яневский обещает просидеть все, отведенное ему время в новостийном эфире, с повязкой на губах. Не с целью повеселить публику, а дабы не навлечь неприятности на свой телеканал.
Сказать, что новые условия для СМИ на период избирательной кампании слишком беспокоят политические силы, нельзя. Да, все они подыгрывают журналистам, все говорят, что промашка, дескать, вышла. Ну, и? А в качестве «и» успокоительное, но не законодательное, «не волнуйтесь, как- нибудь, где-нибудь, что-нибудь» придумаем, погибнуть не дадим. За этими утешительными сентенциями просвечивает явное: ну, закон, сколько их было, сколько их будет, чтобы все они выполнялись… Причем каждый политик в отдельности, в любом эфире любого телеканала — он с прессой, он со СМИ, он за свободу слова. О чем говорить, если в государстве есть проблемы и похлеще? Например, как поделить деньги, полученные от продажи «Криворожстали». Прямо шариковщина какая- то. Не государственные, ох, не государственные интересы заставляют политиков предлагать то, что они предлагают. Чистой воды популизм и надежда на те же избирательные голоса заставляют их произносить то, что они произносят. Вот в этом случае и закон, четко регламентирующий, на что могут быть потрачены средства от приватизации, и подвинуть, а точнее, задвинуть можно.
«Российскую карту», и не только экономическую, изучали гости Савика Шустера («Свобода слова», ICTV). Зависимость Украины от России, в первую очередь, энергетическая, давно уже — тема политическая. И то, что Жириновский служил «украшением стола», тоже вряд ли случайно. Приятно, что Александр Чалый в очередной раз продемонстрировал свою информированность и способность убеждать. Хотя — кого? Жириновского? Смешно, право слово, «не то у него воспитание».
Совсем другое «воспитание» продемонстрировал Владимир Литвин в «Иду на Вы» («1+1»). Умный, осторожный, в меру хитрый, в меру откровенный «компромиссионист», он явно хотел произвести хорошее впечатление, и не скрывал этого. Он себя уважает «за позицию и линию» человека над схваткой, и не прочь, чтобы такое же уважение к нему испытывали другие. У него «губа не дура», он и после выборов хочет быть спикером парламента, особенно с учетом вступления в силу политреформы. Сегодня Литвин признается, что при желании он нашел бы тысячу возможностей испортить жизнь и Президенту, и премьер- министру — «для этого было более чем достаточно мотивов». Но он этого почему-то не делает. Почему? Потому что еще не время. А время наступит тогда, когда, по словам Литвина, «устанут и обессилят себя в борьбе основные группы и кланы, тогда можно будет выйти и сказать: уважаемые коллеги, мы не будем заигрывать с обществом, мы политикам дадим работу, а обществу — возможность работать и зарабатывать». Вот это откровенно и даже по-философски, по принципу «пока два тигра дерутся, мудрая обезьяна сидит на дереве и ждет». В общем, совсем не так прост Литвин, как это кому- то может показаться.
Личность Литвина заинтересовала и журналистов, участвующих в подготовке итогового выпуска «ТСН» в воскресенье. Его назвали реваншистом за то, что пригрел в своей партии нескольких экс-губернаторов. Однако самым интересным в этой программе было не это. Забавным и поучительным был опыт, исполненный по принципу «репортер получил задание». Так и одна из журналисток «1+1» получила задание создать партию — «За повні ясла». На конкретном примере зрителям рассказали о том, что нужно делать тем, кто хочет непосредственно поучаствовать в политической борьбе. Впрочем, люди, привлеченные в качестве экспертов, ничего нового, увы, не сказали. Раскрутка лидера, первой пятерки, белый пиар, черный пиар… Единственный здравый вывод: народ уже не тот, и прежние подходы в избирательной кампании не пройдут.
Очень кстати, накануне судейского съезда, вышла программа Егора Соболева «Чи на п’ять?» («5 канал»). Программа о взяточничестве судей, о том, что круговая судейская порука — это что-то страшное и непреодолимое. Особенно, если учесть, что и для того, чтобы стать судьей, тоже нужно… дать взятку. И при этом высшие чиновники, в частности, экс-министр юстиции Роман Зварич заявляет: «мы не имеем возможности повлиять на этот процесс». А ведь суд — одна из основных ветвей власти. Это СМИ, как самозванное ответвление, могут чихвостить все, на чем свет стоит, а судьи — это пожизненно. И пикнуть не моги. И при чем тут зарплата? Общее мнение: сколько бы ни платило судьям государство, оно не сможет конкурировать в этом вопросе с заинтересованными лицами, готовыми обеспечить судебное решение в свою пользу с помощью мзды. И когда мы услышим хоть одного судью, который бы публично заявил: «Я мзду не беру, мне за державу обидно!»?