Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Увидеть реальность «ДНР»

Анна ХРИПУНКОВА: «Для многих журналистов — это жизнь, которой не хочется касаться»
9 декабря, 2016 - 14:13
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»
АННА ХРИПУНКОВА
АННА ХРИПУНКОВА

Блогер, журналист, донетчанка, автор «Дня» Анна ХРИПУНКОВА немало пишет о проблемах Донбасса, в частности оккупированных территорий. В поле профессионального зрения журналиста — жизнь простых людей. Анну интересует все — как в так называемых «ДНР-ЛНР» люди добираются на работу, сколько там стоит хлеб, где местные работают (ведь часть мощных предприятий давно разграблена), сколько зарабатывают, а какой суммы вообще не хватает на полноценное питание. Кстати, о питании: сколько украинцев — под оккупацией — далеко за чертой бедности и реально находятся в стадии выживания? Какие архитектурные памятники умышленно были разрушены, а какие — выжили? Собственно, перечень названий материалов Анны Хрипунковой, которая активно публикуется в интернет-издании «ДонПрес», говорит сам за себя: «Було — стало», «5 будівель, які померли в Донбасі», «Ціни в «ДНР»: м’ясо або гаманець?» («торговий» фоторепортаж), «Робота в «ДНР»: дохід і бідність», «Чим живе Горлівка? Фоторепортаж із міста зникаючих доріг» и другие.

Источники информации люди — украинцы, живущие в оккупации. Они называют конкретные данные,  интересующие автора, выходят  с фото- и видеокамерами в центр города, чтобы максимально задокументировать реалии так называемых республик. Материалы Анны вызывают резонанс — кое-кто из читателей искренне сочувствует украинцам в оккупации, другие пишут в комментариях — «самі винні», мол, хотели Путина — получайте квазигосударство. Сама же Хрипункова убеждена — людей в оккупации забывать нельзя, читая о себе в независимых медиа, люди чувствуют фактор Украины, которая о них не забыла.

— Информация об оккупированных городах — даже такая простая, как перечень цен, описание реалий, — как по мне, делает Донецк и Луганск живым. Это не попытка оскорбить, это попытка показать, что и где на Донбассе болит, — говорит Анна Хрипункова. — В Донецке, Луганске живут патриоты, которые нас все еще ждут. Поэтому писать о жизни оккупированных территорий — это писать о таких патриотах. Это шанс напомнить об этих людях, и напомнить им, что о них не забывают. Они пишут, что не чувствуют себя живыми в оккупации. Мы напоминаем им, что они интересны, и они живы — для нас это важно.

Именно поэтому вы поднимаете в материалах проблемы простых людей?

— Как проснулся Донецк, что он чувствует, о чем говорят в трамваях, сколько люди платят за хлеб, чему учат в школах — это все очень простые вещи. Но это важные вещи, потому что это грани жизни, которую у оккупированных городов почти полностью отобрали, когда выгнали оттуда Украину. Эти грани важно знать и тем, кто выехал, и тем, кто никогда не жил в Донецке, и тем, кто там живет сейчас. Потому что первая категория это все постепенно забывает (не преднамеренно, а просто потому, что жизнь идет дальше); вторая категория этого не знает и думает, что «все нормальные давно выехали», а сторонники «республик» всем довольны. А третья категория так устала от лжи, которая льется на нее отовсюду, что иногда не замечает даже мелочей, которые ее окружают.

Статьи о Донецке и Луганске — это попытка сказать, что все не так, как кажется, если смотреть только российскую пропаганду. Люди в действительности страдают на этих территориях, им там очень плохо, причем плохо и тем, кто верит в Украину, и тем, кто считает себя сторонником «республик». И такая информация помогает проследить тенденции в изменении их настроений. Мы видим, как просыпаются даже те, кто хотел спать и видеть сны о «ДНР». Даже верные «республиканцы» все больше говорят о том, что им хочется вернуть все, как было. И для них мы пытаемся как можно точнее отразить то, что происходит на нашей земле. А кто там уже что увидит в зеркале — это уже другой вопрос. Главное, чтобы зеркало было, потому что невозможно жить в мире только пропагандистских экранов.

Почему, на ваш взгляд, украинские СМИ мало уделяют внимания теме жизни людей в оккупации?

— В украинских медиа действительно мало такой информации, и я это понимаю — это жизнь, которой не хочется касаться, потому что это кажется безумием, глупостью и предательством. Еще года три тому назад я бы и сама сказала, что она не нужна, это не интересно. Есть более важные темы, есть более глобальные сюжеты, чем цены в донецких супермаркетах. Поэтому не все даже берутся это обсуждать. Но в действительности жизнь оккупированных городов глубже, и их нельзя называть предателями. Это легко увидеть, когда углубишься в разные проявления их реалий.

Еще есть и проблема с источниками, потому что не каждый донетчанин сегодня возьмет телефон и пойдет в троллейбус фотографировать девушку в желто-голубом наряде. Это просто опасно для их жизни. Не каждое СМИ сможет найти такой источник. Но сейчас их будет все больше. Прекрасно то, что они начинают просыпаться и писать сами. Посылают фото, пишут комментарии, рассказывают о своей не очень счастливой жизни. Это самое ценное, потому что это знак прозрения, возвращения.

И еще об этом немногие пишут, потому что не все понимают ту болезненную струну, которой можно коснуться и пробудить Донецк. Но я это все еще люблю, потому и пишу об этом. Давайте откровенно — многие считают, что Донецк уже «утонул», и его не спасти. Я думаю, что это не так. Спасение начинается с открытых глаз, а глаза хочется открывать, когда картинка изменяется. Я пытаюсь ее менять, беря разные ракурсы жизни Донецка. Цель этих статей — не показать, как все плохо и мерзко. А пробудить. Человек среагирует — пусть даже плохо, со злостью, но благодаря этому выйдет из анабиоза. Это самое главное. Пусть злятся, только бы больше не спали.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ