Память каждого народа требует не только документальных, подтвержденных архивами, но и художественных свидетельств: именно поэтому настолько популярным является исторический жанр в кино и в литературе.
О трагедии крымских татар осталось немало потрясающих воспоминаний и документов. Тем не менее, эта критическая масса боли пока еще не находила убедительного воплощения в формах большого кинематографа. Но наконец такой фильм появился.
«Хайтарма» режиссера Ахтема Сеитаблаева (выпускника Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого по специальности «театральная режиссура») рассказывает о легендарном летчике-ассе времен Второй мировой войны, дважды Герое Советского Союза Ахмет-хане Султане, который по стечению обстоятельств оказался прямо в эпицентре ужасных событий — депортации его соплеменников 18 мая 1944 года. Хайтарма — это парный крымскотатарский танец, выросший из знаменитого суфийского ритуала вращающихся юбок; по сути своей «хайтарма» означает возвращение.
Собственно, сюжет охватывает несколько дней из жизни Султана. Видим его в деле, как он спасает Севастополь, сбивая тараном немецкий бомбардировщик (за мастерство выполнения этого маневра он даже получил неофициальное звание «король тарана»), его полковые будни, его приезд в Алупку к семье и его последующие попытки спасти родных от депортации.
«Хайтарме» присущи распространенные недостатки постсоветского исторического фильма: излишний пафос, заметная постановочность некоторых сцен, избыток сантиментов, прямолинейность некоторых диалогов, характеров, ситуаций. Есть НКВД-шники как воплощение абсолютного зла, есть Султан и его товарищи как храбрые рыцари; однако также есть и яркий, глубокий герой — особист Кротов в полнокровном исполнении Алексея Горбунова: человек, делающий достойный выбор в практически невозможных обстоятельствах, он вначале кажется антагонистом Ахмет-хана; тем более убедителен драматический эффект, когда их жизни пересекаются в опасной ситуации.
Кроме того, «Хайтарма» выгодно отличается от многих наших исторических фильмов хорошо прописанным сюжетом и визуальным качеством. Воздушные бои, массовые сцены, не говоря уже об операторской работе, выполнены на достойном уровне. Видно, что режиссер работает с материалом, который знает и понимает. И самое важное: Сеитаблаев не ошибается в искренности чувств. Послание его фильма эмоционально обостренное, четкое и разящее, от него не отвернуться.
Можно только поздравить крымских татар — у них теперь есть необходимый для любой национальной киношколы, знаковый фильм-заявление, который концентрирует в себе то, что народ хотел бы сказать о своей драме; но в то же время выход «Хайтармы» — событие для всех украинцев независимо от их этнического происхождения, потому что именно такие произведения позволяют по-настоящему рассчитаться со своим прошлым.
Ахтем СЕИТАБЛАЕВ: «Возвращение только началось»
— Ахтем, какой была конкретная причина, побудившая тебя снять этот фильм?
— Я мечтал снять его с того момента, как начал работать в кино. Драматургический замысел сложился у меня давно. В детстве Крым мне виделся как земной рай благодаря рассказам родителей о земле, о людях, там живших, о героях. Очень часто звучало имя Ахмет-Хана Султана как человека, который всегда стремился доказать, что он часть этого народа, любящего жизнь и ценящего дружбу и добрососедство. В некотором роде съемки «Хайтармы» — мой сыновний долг, долг перед родом.
— Может ли твой фильм изменить нынешнюю ситуацию вокруг крымскотатарского народа?
— Я отдаю себе отчет в том, что просмотр фильма вряд ли изменит чье-то мировоззрение. Но есть надежда, что зрители начнут задумываться, что рядом с ними — такие же люди со своей болью, со своей драмой и со своим стремлением жить в добрососедстве. Это тем более актуально для Украины, поскольку наша страна многонациональная. Мне кажется, что кино — хороший путь коммуникации и взаимопонимания. Мы очень мало знаем друг о друге в силу разных причин. Например, судя по интервью, которые мне доводилось слышать в Крыму в день премьеры, многие считают, что 18 мая — это какой-то праздник у крымских татар. Это не их вина. Я считаю, что это наша недоработка: мы не доносим должным образом до наших соседей, до наших братьев — не только по вере, но и по сожительству на одной земле — того, что мы должны донести о себе. Кино — один из лучших способов для раскрытия трудных тем. Это большая трибуна, с которой можно рассказать о себе своим соседям и братьям. Судя по сборам в кинотеатрах, у «Хайтармы» самый большой бокс-офис в Крыму за последние годы. Но еще более радует то, что в зале минимум половина — молодые люди, и минимум 20% аудитории — не крымские татары. Похоже, что фильм стал одним из тех событий, вокруг которых люди начинают объединяться — не по национальному признаку, а по сопричастности к беде, к истории. Мы этого очень хотели.
— А как воспринимают фильм сами татары?
— Мне многие люди говорят, что после просмотра, переживая эти события еще раз, они вроде как выхаркивают эту боль, это клеймо предателя из себя. Лекарство горькое, но пить его надо, если хочешь вылечиться.
— Все-таки хайтарма — это возвращение или особый танец?
— Хайтарма — это парный танец, который символизирует цикличность вечного движения и возвращения жизни, единение человека, неба и земли. Поэтому если есть хотя бы один татарин и татарка, которые могут станцевать хайтарму, народ будет жить. Отсюда и название этого танца: возвращение как неубиенность, неистребимость жизни.
— Так можно ли сказать сегодня, что возвращение на свою землю состоялось?
— К сожалению, вынужден констатировать, что нет. Возвращение лично для меня — гораздо более широкий круг проблем, нежели переезд из одной географической точки в другую. Если наш народ, сохраняя свою идентификацию, не будет каждый день стремиться к коммуникации с живущими рядом людьми, не будет максимально прилагать усилия к тому, чтобы не только повышать свою материальную культуру, но и еще создавать свои литературу, кино, медицину — возвращение не будет полным. Мы можем делать гораздо больше. Поэтому не скажу, что возвращение состоялось. Оно лишь началось.