Как ни печально это осознавать, но у медиа, тем паче телевизионных, поводы для больших и резонансных событий, как правило, грустные. Нередко — трагические. Много лет, мы помним, телевидение чтит дату Чернобыльской трагедии многочасовыми марафонными телеэфирами. Подобный опыт в этом году канал «1+1» собирается перенести на годовщину еще одной исторической трагедии Украины — Голодомора. Как известно, наша держава намерена к 2007 году подготовить и передать на рассмотрение в ООН документ о признании голода 1932 — 1933 годов в Украине актом геноцида. А пока 26 ноября 2005 года в Киеве пройдет акция, посвященная памяти жертв голодоморов и политических репрессий, трансляцию которого можно будет наблюдать на канале «1+1». Этот день в своем эфире украинский телеканал объявляет Днем Скорби.
О закономерности такого явления в отечественном эфире генеральный продюсер «1+1» Ольга Герасимьюк говорит так: «Мы, прежде всего, граждане своей страны и дети своей земли. Нечеловеческая жертва, которую понес невинно наш народ, — то, что не забыть никогда. А главное,— это просто невозможно, потому что смертельная память о голоде теперь растворилась в генах украинцев. Иногда он нет-нет да и страшно проглянет в, казалось бы, простом жесте — просто мама или бабушка припрячет вдруг оставшийся после обеда кусочек хлеба, будто случайно. Только мы знаем, что это не от экономии — это нерассказанная и необъясненная детям память. Мы тоже так будем иногда делать — от этого не уйти».
Разные статистические данные оценивают количество жертв Голодомора 1933 года приблизительно в десять миллионов. Понятное дело, что советский режим замалчивал этот факт, и базовые исследования историков и социологов проводились на Западе. После распада СССР выпускник Гарварда Джеймс Мейс (1952—2004), специализировавшийся на истории советской Украины, занялся непосредственно в Киеве изучением темы Голодомора. Именно им на основании большого количества архивных документов и воспоминаний очевидцев был доказан факт искусственно организованного голода 1932—1933 гг. (Многое из исследованного им увидело свет на страницах «Дня». — Ред. ). Советская система внедряла свой дьявольский метод уничтожения украинского крестьянства с целью заставить принять коллективизацию. Исследования Мейса вызвали широкий резонанс в мире и термин Голодомора в Украине стал тождественным понятию Холокост. Международно-правовую оценку случившегося теперь подтверждает внимание со стороны самого массового источника информации.
Ольга Герасимьюк: «Здесь, мне кажется, даже не стоит задаваться вопросом, насколько это важно для телезрителей и телевизионщиков. Мы прерываем в этот день развлечения для того, чтобы призвать всех своих родных украинцев, даже тех, кто думает, что ничего такого не помнит, зажечь по всей стране свечи (эта идея тоже принадлежала Джеймсу Мейсу, см. «День» за 18 февраля 2003 г. — Ред. ). Помянуть и помолчать. Мы сделали специальный ролик, с которым обращаемся к своим телезрителям с просьбой присоединиться в этот день к поминанию и зажечь в своем окне свечу, — наш редактор и поэт Станислав Чернилевский написал к нему рвущие сердце слова… Наш композитор Игорь Лебедкин написал к нему музыку, а дизайнерская группа Ольги Захаровой делала этот призыв с особым чувством — это день, когда не обсуждается: менять привычный ход будней или нет. Мы также покажем документальный фильм «Великий голод», сделанный редактором ТСН и журналистом Эдуардом Лозовым вместе с главным режиссером «1+1» Павлом Овечкиным, посвященный этой теме. И, конечно же — вся сетка построена нами так, чтобы люди смогли обдумать только очень важные и главные вещи, чтобы могли почувствовать ценность жизни. Телевидение способно в этот день сделать хорошее дело, как никогда».
В этот день в 17.00 «1+1» демонстрирует и фильм собственного производства, упомянутый выше «Великий голод». Журналист ТСН Эдуард Лозовой, популярный автор многих спецрепортажей, работал над его созданием полтора года. Задача была не просто рассказать об историческом явлении, но с позиции современности оценить степень его трагичности. Связь между событиями прошлого и нами сегодняшними, нашим восприятием позволяет классифицировать «Великий голод» не просто как историческую хронику, но полноценный авторский документальный фильм. По словам Эдуарда Лозового, «очень много трудных вопросов и лишь попытки ответить на них. В частности, вопросы о том, почему столь массовая гибель полноценных, здоровых, сознательных людей стала возможной? Можно ли искать врага только извне? Стоит ли его поискать «в своей избе»? И кто может быть судьей для тех людей — и тех, кто дал себя убить, и тех, кто убивал? Это только часть вопросов. Окончательных точек фильм не ставит».
Возможно, их поставит для себя зритель, открыв свое сердце и отдав частичку своего сострадания в этот день тем, кто погиб за право быть на своей земле.