Документальный фильм «Винниченко без брома» занял первое место в номинации «Горький хлеб эмигранта» на Международном фестивале телевизионных и радиопрограмм «Калиновые мосты» в польском городе Кенштин. В творческом конкурсе фестиваля, проходившего уже во второй раз, принимают участие телевизионные и радиопрограммы, отображающие, в частности, евроинтеграционные процессы, духовное возрождение национальных меньшинств, их культурных достижений и ценностей, поиск путей решения сегодняшних проблем этнических сообществ, обмен опытом относительно создания и деятельности общественного телевидения. В этом году победители определялись в восьми номинациях: «Европейские перспективы Украины», «Малые Родины», «Евро-2012 — наше общее дело», «Украинская культура — европейское измерение», «Родной язык — код народа», «Памяти предков», «Горький хлеб эмигранта», «Украинцы умирали за Европу». В состав телевизионного жюри входили представители Польши, Украины и Беларуси.
Лента «Винниченко без брома», посвященная 60-летию со дня его смерти в марте 1951 года, — это часть сериала «Украинская мечта», над производством которого работает Творческое объединение документальных фильмов и программ Первого Национального. Примечательно, что к упомянутой годовщине Винниченко в «Дне» вышел материал с одноименным названием «Винниченко без брома». Как оказалось, не случайно.
Автор статьи — постоянный автор «Дня», доктор исторических наук Юрий Шаповал одновременно является автором сценария фильма, в основу которого были положены использованные в статье материалы. Режиссер-постановщик ленты — Ирина Шатохина. «День» позвонил Юрию Шаповалу и, как оказалось, первым сообщил ему о победе фильма на фестивале в Польше. Пан Юрий рассказал нам о том, как создавался фильм и о чем свидетельствует внимание к личности Винниченко в Польше.
— Украина подарила миру абсолютно нестандартных людей, к которым еще нужно внимательно присматриваться. И Владимир Винниченко с его романом «Солнечная машина», пьесами, которые ставились в разных странах Европы, наконец, с образом и географией своей жизни — прекрасное тому свидетельство. К величайшему сожалению, о жизни Винниченко в эмиграции мало кто знает. Поэтому я и режиссер Ирина Шатохина стремились рассказать эту его малоизвестную эмигрантскую историю, но «без брома», без преувеличений, без лакирования его образа. Полагаю, это первое, что стало залогом успеха фильма. Кроме того, эта тема очень близка Польше. Поляки рассеяны по миру даже больше, чем украинцы. И эта эмигрантская парадигма бытия поляков и украинцев, возможно, некоторым образом близка, тождественна, тем более когда речь идет о такой неординарной личности, как первый премьер-министр независимой Украины Владимир Кириллович Винниченко.
Работая над фильмом, мы очень тщательно отбирали материалы, пытались найти то, что еще не звучало. Первое, с чего мы начали и на что опирались в работе над фильмом, — это дневники Владимира Винниченко. Его особенностью в этом жанре была максимальная откровенность с самим собой. Таким образом мы могли увидеть его внутренний мир, почувствовать ту интеллектуальную ауру, которая сопровождала его всю жизнь. Ведь во время работы над фильмом нам хотелось отойти от стандартов интерпретации образа Владимира Винниченко.
Также к работе над лентой были привлечены эксперты, владеющие знаниями об отдельных гранях таланта этой личности, в частности профессор Гарвардского университета Григорий Грабович, профессор Киево-Могилянской академии Владимир Панченко, заместитель директора Института литературы НАН Украины Сергей Гальченко. Также мы пригласили Юрия Щербака, являющегося не только писателем, публицистом, дипломатом, но и политиком. Именно в этой ипостаси он предстал на экране. Таким образом мы складывали многогранную мозаику образа Винниченко.
Работая над фильмом, мы были честны.