Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виталий Стриха: портрет физика на фоне времени

18 мая, 2012 - 12:09
ВИТАЛИЙ СТРИХА ЧИТАЕТ ЛЕКЦИЮ (НАЧАЛО 1970-х ГОДОВ)
ВИТАЛИЙ СТРИХА (НА ФОТО СПРАВА) В ЛАБОРАТОРИИ (НАЧАЛО 1970-х ГОДОВ)

«Важнейшей» наукой ХХ века была, безусловно, физика. А тем разделом физики, который больше всего изменил ежедневную жизнь, дав людям компьютеры и бытовую электронику, была физика полупроводников — малоизвестных еще в первой половине прошлого века материалов, которые сильно изменяют свои свойства под действием внешних влияний. Среди тех, кто творил этот новый раздел науки в Украине, заметное место принадлежит профессору Виталию Стрихе — ученому, педагогу, общественному деятелю и отцу автора этих строк.

РОДИТЕЛИ УЧЕНОГО ПРОИСХОДИЛИ ИЗ СЕЛА, ГДЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПАНЩИНЫ

30 мая 1931 года в семье студентки Натали Бурчик и молодого инженера Иллариона Стрихи родился сын Виталий. Это случилось в Киеве, хотя отец и мать родились в селе Хоцки на Переяславщине (тогда это была еще Полтавская губерния). Хоцки славились тем, что здесь никогда не было панщины (в семейном архиве сохранились датированные 1898 годом документы «казака Афанасия Стрихи», отца Иллариона).

Наибольшее влияние на формирование маленького Виталия имела, очевидно, его бабушка по маме — Анна Терентьевна Бузницкая-Бурчик. Еще в 1908 году она сдала экстерном в переяславской гимназии экзамены, которые давали право на должность «народной учительницы», и с тех пор на протяжении свыше полувека учительствовала — сначала в церковно-приходских и земских школах Переяславщины, потом — в Киеве. Здесь в ее биографии значилась и работа учительницей младших классов в «Первой трудшколе имени Тараса Шевченко» — именно той, из которой ГПУ сделало один из главных центров «Союза освобождения Украины». В 1929 году была арестована и Анна Терентьевна. К счастью, в схему ГПУ тогда она, очевидно, «не вписалась»: на печально известный процесс 1930 года в Харьковской опере «выпускали» детей дворян и священников. Анна Бурчик была же из зажиточного, но казацкого рода. Поэтому после нескольких недель в Лукьяновской тюрьме ее выпустили.

В СЕМЬЕ ПОМНИЛИ РАССКАЗЫ О ВСТРЕЧЕ ПРАПРАДЕДА ДЕНИСА С КОБЗАРЕМ

Интересным и талантливым человеком был ее муж Андрей Абрамович Бурчик. Происходил он из села Андруши (40 лет назад оно исчезло под волнами Каневского моря) и помнил рассказы своего деда Дениса о встречах с Тарасом Шевченко, который посещал Андруши в 1845-ом (интересно, что о встречах Шевченко с крестьянином из Андрушей Денисом Бурчиком, который знал множество народных песен и сказаний, повествует и неутомимый исследователь украинской древности Николай Сикорский в своей книге «На земле Переяславской»).

Андрей Бурчик самостоятельно выучился на бухгалтера и имел отношение к первым годам работы знаменитого Московского художественного театра (в семье долго хранился подаренный ему Немировичем-Данченко серебряный портсигар). Мать Анны Терентьевны не давала благословения на брак 18-летней дочери-учительницы со старшим на 12 лет парнем с опытом столичной жизни — но тот повез невесту венчаться в Андруши против материнской воли, приехав в Хоцки на мотоциклете (в 1910 году это было, возможно, первое появление мотоциклета на сельских улицах).

Пишу об этом, чтобы отметить: будущий физик рос в семье, где имена Шевченко, Дурдукивского, Ефремова и Немировича-Данченко были частью семейной истории, а память о временах УНР (учреждения которой перестраивала на Переяславщине и Анна Бузницкая-Бурчик) была еще слишком свежей.

Конечно, школьнику Виталию повезло: такую семью легко могли бы поглотить репрессии 1930-х, но благодаря какому-то счастливому случаю этого не случилось. Во всем же другом ему жилось так, как и всем одногодкам из незажиточной и «непрестижной» Лукьяновки.

До войны Виталий успел окончить три класса. В сентябре 1941-го он вместе с мамой-геологом, бабушкой-учительницей и дедушкой-бухгалтером оказывается на оккупированной территории. Десятилетний мальчик становится свидетелем взрывов на Крещатике (по приказу комендатуры как раз нес туда с дедом сдавать радиоприемник, но, к счастью, не успел дойти). Неподалеку, по улице Артема, шли в Бабий Яр колонны обреченных...

Пережив оккупацию, в 19 лет Виталий оканчивает школу с золотой медалью, которая дала право поступить на физический факультет Киевского университета. В 1953 году он был переведен на вновь созданный радиофизический факультет — ориентированный на обслуживание новейших направлений науки и техники, а потому настолько секретный, что даже кафедры на нем определенное время отражались цифрами. Кафедру, которая позже получила название «физики полупроводников», возглавил основатель полупроводниковой науки в Украине Вадим Евгеньевич Лашкарев.

Именно он оставляет Виталия Стриху для научной работы в университете. В 1957 году выходят в печати первые серьезные статьи вчерашнего студента. Параллельно формируется еще одна страсть, которую впоследствии ученый пронесет через всю жизнь. Это — дальние путешествия. В августе 1957-го молодой инженер-исследователь отправляется в первое серьезное туристическое путешествие через Кавказский хребет. На 1958 год приходится еще одно событие «на всю жизнь» — знакомство с 22-летней студенткой мединститута Надеждой Гулой. В июле Виталий и Надежда вместе путешествуют на лодках по реке Белой на Урале, а 20 сентября вступают в брак, который продлился свыше 40 лет.

Уже в защищенной в 1962 году кандидатской диссертации в полной мере проявились черты Виталия Стрихи как ученого. В первую очередь — это чрезвычайная скрупулезность в проведении эксперимента, желание и умение исследовать все возможные ситуации. Во-вторых, это хорошее владение математическим аппаратом. И, наконец, это ориентированность на практические задачи, которые ставило быстрое развитие полупроводниковой техники. Достойна наследования и методичность, с которой ученый работал с литературой. В его большой научной библиотеке практически в каждую монографию вложено несколько листиков, где тщательным образом законспектированы основные мысли (или же указаны возможные ошибки автора или авторов). А с каждой конференции непременно привозилась тетрадь с аккуратно законспектированными докладами.

В 1963 году предоставила к защите кандидатскую диссертацию Юй Ли-шэнь, первая аспирантка 32-летнего тогда кандидата наук (позже стала профессором Пекинского университета). Началось формирование научной школы В.И. Стрихи (впоследствии она будет объединять свыше 30 кандидатов и около 10 докторов наук).

В 1968 году в издательстве «Наукова думка» выходит в печати пионерская по содержанию коллективная монография под редакцией профессора Василия Ляшенко «Электронные явления на поверхности полупроводников». Виталий Стриха написал для нее большой раздел «Влияние поверхностных состояний на электрические свойства контакта металл — полупроводник». В 1970 году ему вместе с четырьмя другими авторами монографии была присуждена Государственная премия Украинской ССР в области науки и техники.

А в 1969 году на заседании ученого совета КГУ Виталий Стриха с блеском защищает докторскую диссертацию «Исследование физических процессов в контакте металл — полупроводник». В сохраненной стенограмме защиты обращает на себя внимание выступление директора Всесоюзного НИИ криогенной техники профессора В. Алфеева. Из него понятно, насколько важной была эта работа для оборонного комплекса бывшего СССР. Ведь еще в 1950-е приходилось менять кристаллические детекторы на радиолокационных станциях по несколько раз в сутки. С учетом предложений Виталия Стрихи сверхвысокочастотные детекторы стали на порядок более надежными.

С начала 1980-х годов профессор Стриха разворачивает интенсивные работы относительно полупроводниковых преобразователей солнечной энергии в электрическую. Уже за несколько лет до катастрофы на ЧАЭС ученый осмелился публично оппонировать официально принятому тезису о «безальтернативности» атомной энергетики.

В 1987 году приходит и заинтересованность абсолютно новой тематикой — биосенсорами. Эти устройства, совмещающие преимущества полупроводниковых структур с чувствительностью биологических молекул, сегодня незаменимы при определении состояния окружающей среды, анализе пищи, диагностике болезней и т.п. А тогда технологии биосенсоров предпринимали только первые шаги. На 1991 год приходится начало активных научных контактов с «Эколь централь» (Лион, Франция) в рамках совместных работ по сенсорной тематике. Своеобразный научный «мост» Лион-Киев помогает кафедре пережить коллапс начала 1990-х.

В 1990-х Виталий Стриха активно участвует в процессах демократизации украинской науки. Вместе с профессорами Киевского университета геологом Николаем Дробноходом и физиком Юрием Чутовым формирует инициативную группу по созданию АН высшей школы Украины — научной организации нового типа, основанной ведущими учеными «снизу» на демократических принципах. 27 декабря 1992 года на Учредительном собрании Виталий Стриха избран первым президентом АН ВШ Украины (в 1995 и 1998 годах его переизбирают на эту должность еще дважды). Все последующие годы он как президент прилагает большие усилия к организационной перестройке АН высшей школы Украины, неоднократно обращается к органам власти и должностным лицам относительно поддержки и реформирования украинской науки и высшего образования, выступает в СМИ.

Однако силы и здоровье уменьшаются. Гнетет и все более авторитарная атмосфера в родном университете. В сентябре 1998-го ученый успевает отпраздновать вместе с заметно состарившимися друзьями-туристами 40-летие свадьбы. 19 декабря общие сборы АН ВШ Украины избирают В.И. Стриху президентом на третий трехлетний срок. 25 декабря он отправляется в санаторий «Конча-Заспа» под Киевом, где встречает Новый год вместе с женой и ближайшим другом, академиком-механиком Виктором Гринченко, с которым ведет бесконечные дискуссии относительно путей развития науки, Украины и мира.

Здесь, в санатории, 8 января 1999 года он пишет внешне шутливый «Конча-Засповский ответ жене на замечание о том, что ничего в жизни не сделано»:

«Что же сделано:

1. Сплочена туристская группа, с которой пройдено свыше 40 походов (около 10 тысяч километров).

2. Создана уникальная кафедра (11 докторов наук, 4 государственных премии, звания «образцовой» и т.п.).

3. Создана научная школа по контактным явлениям (5 докторов, 30 кандидатов, 12 монографий, 5 всесоюзных конференций и т.п.).

4. Прочитаны курсы лекций для более 10000 студентов (более 20000 лекций).

5. Задумана и организована Академия наук высшей школы Украины (418 академиков, 2800 докторов, 13000 кандидатов).

6. Организована линия Украина-Франция (научная работа, подготовка специалистов и т.п.).

7. Организованы новые научные направления (биосенсоры, пористый кремний как материал для сенсорики).

8. Родил сына, способного умножить этот список.»

Отпуск закончился, начался новый семестр. 1 февраля на заседании Ученого совета КНУ им. Т.Г. Шевченко должен был рассматриваться вопрос о присуждении Виталию Стрихе звания «Почетный профессор Киевского университета» (по всем формальным показателям, как засвидетельствовал вывод Совета старейшин университета, ученый намного превышал установленные для этого звания критерии). Однако без объяснения причин ректор Виктор Скопенко перенес рассмотрение вопроса на будущее. Параллельно он затребовал от АН высшей школы Украины освободить предоставленную ей ранее комнату на четвертом этаже «красного корпуса» КНУ.

Это все не прошло даром. В ночь с 6 на 7 февраля у ученого случился широкий инфаркт, он был госпитализирован в клиническую больницу «Феофания» с пессимистическим прогнозом. Утром 8 февраля в результате интенсивной терапии состояние В.И. Стрихи немного улучшилось. Он работал над рукописью очередной научной статьи, на обороте последней страницы рукописи оставил записку для жены: «Надя, у меня все в порядке. Даже удалось частично рассосать инфаркт». Далее шла просьба к сыну регулярно забирать подписанную газету «День», а к ученику Василию Ильченко — провести завтрашний семинар. К сожалению, эта записка оказалась последней — вечером ученого не стало.

...Профессор Виталий Стриха был живым человеком, способным и увлекаться, и ошибаться. Он был страстным рыбаком и хорошим водителем. Ужасно любил новую технику. Сев за компьютер уже в 60-летнем возрасте, успел стать настоящим хакером и с удовольствием гулял по интернету. Был нежным и чутким дедушкой для внучки Ярославы. Интересовался политикой, и еще в 1997-ом после встречи в Доме ученых увидел у Юлии Тимошенко (к которой по большей части относились еще как к «газовой принцессе») незаурядные лидерские качества.

Как руководитель был не жесткий, но эффективный, умел держать дисциплину не принуждением, а интересом к общему делу. Об этом свидетельствует не только опыт руководства кафедрой и лабораторией, но и пройденные без единой внештатной ситуации временами очень сложные, а то и просто опасные байдарочные маршруты.

В публичных ситуациях был сдержан, хоть в действительности болезненно переживал хамство и несправедливость. Не принадлежал к трибунным борцам, но свои убеждения отстаивал последовательно и довольно эффективно (свидетельство — авторитет, который имела при его жизни возглавляемая им Академия наук высшей школы Украины).

С точки зрения «официальной» иерархизированной науки профессор Виталий Стриха не принадлежал к первому эшелону: не был избран в НАН, возглавлял общественную структуру с названием «АН высшей школы», к которой «настоящие» «бессмертные» из НАН относились по большей части полуиронично. Но за Виталием Стрихой — 12 монографий и учебников, около 300 статей, часть из которых до сих пор являются «классическими». За ним — развитая теория реального контакта металл — полупроводник, которая имела большое значение для развития НВЧ-электроники, пионерские работы по фотопреобразователям на аморфном кремнии, основанное в Украине направление биосенсорики. (А еще же существовали перспективные направления, где Виталий Стриха предпринял несколько первых шагов, отдав потом их ученикам; например спин-зависимая рекомбинация или контакт полупроводник — высокотемпературный сверхпроводник).

...В 2008 году работа В.И. Стрихи «Выпрямляющие свойства контакта металл — полупроводник», впервые напечатанная в «Вестнике КГУ им. Т. Шевченко» за 1967 год, была размещена в спецвыпуске «Украинского физического журнала», изданного к 90-летию НАН Украины, среди 35 самых выдающихся трудов украинских физиков за все годы. А основанная им АН высшей школы ежегодно проводит Академические чтения памяти Виталия Стрихи с участием ведущих ученых Украины. В феврале этого года они прошли уже в девятый раз.

Максим СТРИХА, доктор физико-математических наук, действительный член АН высшей школы Украины, фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ