Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ОСЕЛЕДЧИК: «На нашем ТВ до сих пор не было «инструкции по применению Украины»

9 сентября, 2004 - 18:34
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Как уже сообщал «День», в июле «Студия «1+1» стала победителем в конкурсе на 9 часов вещания в сутки на втором технологическом общенациональном телеканале (УТ-2). И, таким образом, получила возможность перейти с вещания 15 часов в сутки на круглосуточное. В начале нового телевизионного сезона генеральный продюсер «1+1» Владимир ОСЕЛЕДЧИК рассказал «Дню» о том, как это отразится на программной политике телеканала, о некоторых планах на предстоящий год, а также о принципах работы «1+1» во время избирательной кампании.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧЕРНОЗЕМ

— В ряде изданий новый телесезон на российском ТВ был определен как «новый сезон старых форматов». Судя по началу сезона на отечественном ТВ, у нас основные надежды также возлагают на хорошо обкатанные проекты, иногда модернизируя их. Что касается «1+1», то многие сразу обратили внимание на новый облик, новое содержание и, пожалуй, новый потенциал «Двойного доказательства». Это единственная заявка или одна из многих?

— Стоит задача переделать канал с 15- часового на 24-часовой. И поэтому изменения в «Двойном доказательстве» — естественно, не единичные. Но — изменения хороши тогда, когда они необходимы. Я не считаю, что для ТВ отсутствие изменений — это всегда плохо. Определенная доля консерватизма не помешает — в особенности, если речь идет о каналах, которые претендуют на статус лидеров. Зритель должен видеть на канале именно то, к чему он привык. Если проекты успешны, изменения ради изменений вряд ли нужны.

А вот в новых проектах — пожалуйста, тут уже есть возможности для новых творческих и технологических решений. Взять, к примеру, «Форт Буаяр». Для нас этот безумно дорогой проект — в числе главных, несмотря на то, что это развлекательный проект. Мы всегда исповедовали ту точку зрения, что на ТВ должны быть проекты, с одной стороны, вроде бы развлекательные, но, с другой стороны — несущие достаточно важную социальную функцию. В данном случае, предоставив украинским командам шанс поучаствовать в проекте, который вот уже 16 лет популярен в Европе и в мире, дать возможность Украине ощутить себя такой же страной, как и Британия, Франция, скандинавские страны и т.д. Опять-таки очень важно, что этот проект — по-настоящему благотворительный. И результат этой благотворительности — более 100 тысяч долларов, которые перечислены различным детским организациям. Еще один пример — «Самый умный». Он стал еженедельной программой и международным клубом, задачей которого будет поиск возможностей получения образования для действительно умных, ярких, неординарных детей. Речь идет о праве поступления в любой вуз Украины, России (за что мы сейчас боремся) и, возможно, даже каких- то учебных проектах за рубежом. То есть проект остается игровым, но в то же время является социальным по своей направленности. Радикальны ли эти изменения? Нет. Просто мы сделали то, что считали нужным сделать. Окончились ли эти изменения? Нет, не окончились. Мы еще многое считаем нужным изменить, но для этого необходимо какое-то время. Поэтому для нас старт нового сезона не привязан к какой- то формальной точке отсчета. Я думаю, что реально у нас весь предстоящий год пройдет под знаком изменений, потому что меняется сетка, меняется наполнение и многое другое.

— Но все ваши, так сказать, брендовые авторские программы остаются?

— Безусловно. Даже если зрительский запрос на них будет меньше, чем на некоторые другие проекты. Мы всегда относились к авторским программам именно как к существенной части бренда. И всегда ставили перед ними, в первую очередь, задачи качества, а не коммерческого успеха как самоцели. Понятно, что программы «Я так думаю» или, скажем, «Без табу» в их нынешнем виде оглушительного коммерческого успеха достигнуть не смогут. А вот выполнять ту функцию, которая перед ними стоит, — при сохранении коммерческих целей канала сохранять и развивать содержательное телевидение — да. Это очень важно. И эти программы, я думаю, еще долго будут в нашем эфире.

— Поскольку коммерческий успех таких программ ограничен, то, соответственно, ограничено и их количество на отдельно взятом телеканале...

— Естественно. Но давайте говорить откровенно. В прошлом году, например, на «1+1» появилось ток-шоу «Хочу и буду», которое выходит пять раз в неделю и, как вы догадываетесь, — тоже не из самых дешевых. И это — нормальное, естественное состояние, когда большой канал имеет слот достаточно легкого и свободного общения. Нельзя все время общаться концептуально, обсуждая великие идеи и темы. Иногда нужно просто общаться. О любви, о разводах, о браках, о слухах, о том, как воспитывать детей, о том, что носить и т.д. Это естественное желание человека. У ТВ, помимо прочего, есть и коммуникативная функция. Такие программы эту функцию, безусловно, выполняют. Поэтому логично, что увеличилось их количество. С другой стороны, с постепенным переходом на круглосуточное вещание у нас очень сильно меняется и подход к логике успеха. Ведь что происходило, когда у нас было только 15 часов вещания в сутки? Во-первых, была многочасовая «дневная дырка», после которой нужно было интенсивно «втянуть» зрителя на канал. Во-вторых, учитывая то, что времени у нас было меньше, мы, соответственно, стремились к значительно более высоким рейтингам в прайм-тайме. И, что касается прайм-тайма — эта цель остается. А вот к остальным временным отрезкам мы теперь будем относиться несколько по-другому. Поскольку здесь нам уже не нужны экстремально высокие цифры. Наоборот, нам нужны невысокие рейтинги и доступная нашим клиентам недорогая реклама. Далеко не все рекламодатели могут позволить себе размещать рекламу в программах с высоким рейтингом: она очень быстро съедает их бюджет. Те, у кого он мал, заинтересованы найти другие слоты. И мы хотим предоставить эти другие слоты, которым вовсе не обязательно быть, допустим, детективно-сериально-коммерчески ударными. Мы пока просчитываем для себя варианты активного размещения документалистики, хорошего европейского кино, культурных программ и т.д. Ночь вообще станет для нас своего рода каналом «Культура» внутри «1+1». И даже, возможно — вовсе без рекламы. Там будут интерактивные программы, музыка — в том числе классика и джаз. Ведь сейчас никто не видит на ТВ хороших балетов, опер, никто не слышит хороших оркестров и хороших музыкантов. Того же Мстислава Ростроповича многие зрители последний раз видели в эфире, наверное, еще в 1989 году, когда он приезжал в Москву.

Понимаю, что ночь — это, наверное, не самое удобное время для смотрения подобного рода программ. Но те, кто это любит, смотреть будут. Убежден.

— А изменится ли подход к дневному вещанию?

— Конечно. Канал, как и раньше, останется семейным. Но с более узкой специализацией в отдельных временных отрезках. Например, время с 10.00 до 12.00 — это тот слот, который нам все-таки хочется сделать детским. Не в вульгаризированном, общепринятом в Украине понимании — «мультики и ничего больше». Нет, мы хотим сделать нормальный детский слот, где доминантой была бы все- таки познавательность.

— Это тоже станет элементом имиджа канала?

— Это — элемент выращивания зрителя. Вы знаете, какая интересная ситуация? Мы сейчас начали работать с фокус-группами по анализу вещания канала, отношения к дизайну канала и т.д. На днях тестировали ребят с 16 до 19 лет. Что интересно: они очень позитивно отзываются о канале, легко его портретируют. Он опознаваем, солиден, устойчив, вызывает очень хорошие ассоциации — например, с солнечным зимним днем. Но при этом они говорят: «Этот канал — не наш. Пока». «А почему?» «Ну, потому что сейчас у нас другие интересы. А когда мы вырастем, повзрослеем, он будет наш». Вот, в частности, и на этом будет основываться логика работы с детьми. Кроме того, не забывайте, что наряду с детьми зрителями этого слота будут и те же самые бабушки, дедушки, мамы. Чем это хорошо для них? Они получают то, что можно рассказывать детям. Давайте честно зададим себе вопрос: многие ли из родителей сегодня реально знают, какие интересные истории рассказывать детям? Весьма сомнительно. Поэтому мы хотим предложить ткань, которая будет интересна по самой природе информации, которая там заключается. А вот способ подачи этой информации в разное время будет разным. Где-то — сегменты, более приспособленные для детского восприятия, где-то — для взрослого. Должно быть интересное ТВ, которое интересно смотреть и получать из него информацию. Вот сейчас, например, по выходным начнем выпускать «Вокруг света». Мы, конечно же, частично купим те сюжеты, которые уже изготовлены нашими коллегами из других стран. Но очень много будем делать сами. И уже обратились к нашим журналистам из ТСН с просьбой, чтобы они во время поездок по Украине обращали внимание на интересные места. Это тоже часть «Вокруг света». Ведь если говорить о формате, который в России в свое время был назван «Инструкция по применению» и там это трактовали как инструкцию по применению России, страны, мира в целом, то «инструкции по применению Украины» пока нет. Люди, которые живут в нашей стране, настолько мало знают ее возможности для своего будничного, повседневного использования! Задайте вопрос тем, у кого есть автомобили. Знают ли они места, куда можно поехать на уик- энд со своими детьми? Весьма сомнительно. Я говорю не о каких-то рекламных месседжах — дескать, давайте расскажем о таком-то отеле и т.п. Нет. Но есть красивые места, которые хочется увидеть и сблизиться с ними. Думаю, что это — тоже очень хорошее применение для дневного эфира. Как и хорошее кино. В том числе — советское. Не испытываю никаких предубеждений по поводу показа хорошего кино советских времен, например, тех же украинских киностудий — им. Довженко, Одесской киностудии. Прекрасные же фильмы! А как насчет того, чтобы сблизить людей со старой документалистикой? С персонажами, которых мы абсолютно не знаем? Украинскими, опять-таки, персонажами. Кто из ныне живущих и даже немного интересующихся историей (подчеркиваю — немного) знает достаточно о таких фигурах украинской истории, как Шелест или Щербицкий? Не последние ведь люди. Как вы к ним относитесь — вопрос другой. Но то, что они сыграли существенную роль в жизни страны — это же факт.

То есть на канале должен появиться толстый жирный слой хорошего информационного чернозема. Не в смысле — новостийной информации, а интересных историй, сделанных в нормальном телевизионном изложении.

Отдельно стоит упомянуть о третьем старте нашей программы «Первый миллион». На роль ведущего мы решили попробовать... Богдана Сильвестровича Ступку. Мы очень рады тому, что благодаря «Форту Буаяр» мы с ним как-то сблизились.

— Богдан Сильвестрович, пожалуй, органичен в любом качестве...

— И очарователен в любой роли. В тот момент, когда надо сказать, что рядом с нами — великий актер, мы почему-то стесняемся употребить это слово. Но он — великий актер, это фигура, равная в украинском театре Амвросию Бучме. Если все сложится так, как мы рассчитываем, то «Первый миллион» с Богданом Ступкой в роли ведущего выйдет в эфир 3 октября.

КИНО ПЛЮС ТВ

— Хотелось бы еще спросить о телесериалах. В этой сфере конкуренция между телеканалами сильно возросла и, соответственно, возросло качество сериалов. Какой «козырный туз» припасли вы для своих зрителей?

— Надеемся, что зритель очень хорошо воспримет «Украдене щастя», которое сделал Андрей Дончик, осовременив пьесу Ивана Франко. Наше отношение к этой работе можно сравнить с отношением на канале «Россия» к экранизации «Идиота». Нам кажется, что это очень хорошая работа с хорошими шансами на коммерческий успех. Дальше — совместно с российской компанией «АМЕДИА» и телеканалом СТС мы принимаем участие в работе над сериалом «Грехи отцов». История начинается убийством Столыпина в 1911 году в Киевском оперном театре. Темы напоминают наше время: либеральные ценности, новые успешные люди. Хорошие человеческие истории помещены в реальные исторические обстоятельства. Эта модель, как показала практика «Бедной Насти», очень востребована зрителем. Еще один проект, в создании которого мы также принимаем участие — ситком (комедия ситуаций) «Няня». Известный американский формат «окунули» в нашу современную жизнь.

— Успех «Водителя для Веры» и «Ночного дозора» подтвердил, что и в создании кино телекомпании могут принимать участие, рассчитывая и на прокат, и на коммерческую состоятельность... В этом отношении есть какие- то планы?

— Конечно, И не только планы. Например, сейчас в работе — фильм «Девятая рота» Федора Бондарчука. Тут проблема только в одном — в соразмерности бюджетных долей, которые могут вложить в это производство украинская и российская стороны. Пока что мы еще далеки от того, чтобы украинская телекомпания самостоятельно производила большой и серьезный фильм (за исключением — сделаем сноску — новогодних проектов, где очень большую роль играет спонсорство). Что касается «Девятой роты», то, согласно нашему договору об участии в производстве, нам принадлежат абсолютно все права на этот фильм на территории Украины — и кинопоказ, и телевизионный показ. У нас не так уж много фильмов на афганскую тему. А то, что я видел на съемочной площадке, позволяет говорить, что это работа удивительно серьезная, масштабная (спасибо Министерству обороны, потому что они нам предоставили все, что можно было предоставить). Поэтому, конечно, практика участия телеканалов в кинопроизводстве будет нарастать. Вопрос только — в пропорции участия и в том, каких сопроизводителей мы будем для этой цели искать.

ТВ И ВЫБОРЫ

— Накануне президентских выборов неизбежно возникает вопрос о том, насколько безболезненно украинское ТВ сможет пройти через это испытание...

— Безболезненно, как говорил товарищ Сухов — «это вряд ли». Слишком много «увы». Политикум, в котором не хватает политиков, умеющих действовать политическими действиями как таковыми. Неправильное видение роли ТВ и его взаимоотношений с политикумом. И много другого разного…

— Но, на первый взгляд, создается впечатление, что предвыборная кампания на ТВ представлена как-то вяло. Или пока вяло?..

— А это хорошо или плохо? Опять-таки — пример. Как известно, наиболее радикально настроенная часть общества — это все-таки молодняк. Так вот молодняк, возвращаясь к упомянутой фокус-группе, назвал «1+1» самым аполитичным каналом. И в их восприятии — выглядеть аполитичным каналом — это комплимент. Вот к какой, извините, дикости мы пришли... К тому же, как освещать? Соблюдая — при наличии 26 кандидатов — принцип равенства? Или делать дебаты один на один, потому что всем, собственно, понятно, кто претендует на участие в них? Да, согласен, кампания представлена вяло. Но она и идет не бог весть как бодро — в принципе, интрига первого тура выборов практически убита: все знают априори, кто выйдет во второй. Это я как телевизионщик говорю.

— И поэтому вы отказались от дебатов?

— Перед первым туром, скорее всего, мы их делать не будем. Потому что основная интрига — это дебаты между двумя главными кандидатами. «Расстреливать» их перед первым туром? А что тогда делать между первым и вторым? Ночь выборов — да. Это традиционный проект, самое в общем-то интересное, что есть. (Мы, кстати, в этом году полностью будем транслировать в прямом эфире американскую ночь выборов. Просто, чтобы дать людям возможность сравнить — вот как надо организовывать процесс самой этой ночи). Главное — чтобы у нас была не одна-единственная пресс-конференция из ЦИК за всю ночь выборов и «до свидания, до утра», а постоянно свежая информация. Тогда это будет очень интересно.

Что касается новостийного отражения, мы стараемся, чтобы основные фигуранты процесса у нас присутствовали, но посвящать предвыборной агитации большие блоки не считаем нужным.

Беседовали Анна ШЕРЕМЕТ, Михаил МАЗУРИН, Владимир ДЕНИСЕНКО, Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День», Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ