Журналисты и медиаэксперты недовольны тем, как власть реагирует на резонансные материалы в СМИ. Эту тему обсуждали во вторник на общественных слушаниях: «Отсутствие реакции власти на резонансные публикации в СМИ. Пути разрешения проблемы».
В последнее время реакция власти на журналистские расследования иногда и ошарашивала, и совсем сбивала с толку отечественных «акул пера», которые повадились точить свои «зубы» то на министре юстиции Романе Звариче, то на сыне Виктора Ющенко Андрее, а сейчас — и на столичной власти. И не то, чтобы работа журналистов была непродуктивной, и не то, чтобы власть делала какие- то значимые шаги навстречу.
Директор Института массовой информации Сергей Таран думает, что именно журналистские акции и солидарность могут быть лучшим фактором для того, чтобы заставить власть каким-то образом реагировать на СМИ. По его мнению, следует активнее практиковать журналистские запросы со стороны международных организаций и отечественных СМИ. Одна из проблем, считает Сергей Таран, заключается в том, что журналисты не являются независимыми в глазах власти: они для них — или черные, или белые, или свои, или чужие. Есть определенные надежды на то, что изменения в восприятии станут ощутимыми уже накануне юбилейного — 15-летнего — Дня Независимости Украины. Все зависит не только от нового поколения чиновников, которые будут видеть журналистику «в различных цветах», но и от самих медийников. Директор Могилянской школы журналистики Сергей Квит отмечает, что власть действительно во многом благодарна журналистам. Но и журналисты власти что-то все же должны. Относительно обязанностей власти, то в «список» входит пункт об адекватном отношении к журналистским расследованиям. Но, как говорит директор правовой программы Украинской ассоциации издателей периодической прессы Али Сафаров, в соответствии с отечественным законодательством, власть не обязана реагировать на журналистские материалы. Кроме, естественно, тех случаев, когда в публикациях упоминается об уголовных преступлениях. Только при наличии последнего аргумента, в соответствии с криминально- процессуальным кодексом, милиция или прокуратура обязана проверить факты и, при условии подтверждения, возбудить уголовное дело. А вот, например, вопрос относительно дипломов министра юстиции Романа Зварича, — как говорит господин Сафаров, — носит сугубо моральный характер. Совсем другое дело, когда речь идет о преступлениях. Однако и на это, констатирует юрист, адекватного реагирования не наблюдается. Хотя тогда можно уже предъявлять иск о бездеятельности прокуратуры или милиции. Также он добавил, что власть на определенные публикации реагирует, «но это не та реакция, которая должна быть в демократическом обществе».
Но, несмотря ни на что, хорошо, что у журналистов все же есть «мания величия», — считает глава Центра исследований политических ценностей Олесь Доний. Ведь «власть не будет реагировать на укусы комара. Лев будет реагировать только на льва»... Для реакции, естественно, нужна реальная угроза. А пока власть уверена, что не может проиграть выборы, потому что знает, что ее выберут, реакции на «лай» и «рычание» сторожевых псов демократии не дождешься. «Если бы была мощная оппозиция, то власть начала бы обращать внимание на публикации и подкупать журналистов». Созвучно с Олесем Донием выступил и Сергей Таран, добавив, что отвечать за отношения в сфере масс-медиа должна не только власть, но и оппозиция, основная вина которой состоит в том, что ее (оппозиции) нет. В свою очередь, руководитель Центра «Издатель&Редактор» Михаил Вейсберг отметил, что «реагировать на все события должно именно общество, а журналисты должны только указывать на них».
На самом деле общественные слушания подтвердили только одно — несмотря на устремления всех к цеховой солидарности, созвучия мыслей в журналистской среде нет. А посему, нет и конкретного рецепта: как заставить власть «правильно» обращать внимание на СМИ.
А некоторые жесты власти просто удивляют. Так, по случаю 14-й годовщины Независимости, Президент Украины присвоил (посмертно) Георгию Гонгадзе звание Героя Украины, сообщает Интерфакс-Украина. Утешил ли такой поворот по «делу Гонгадзе» жену и мать героя, пока неизвестно. Ведь, в предвыборных обещаниях Виктора Ющенко одним из первых пунктов было не присвоение погибшему журналисту звания, а расследование дела об его убийстве, нахождение виновных — исполнителей и заказчиков. Георгий Гонгадзе, как и другие журналисты, причиной гибели которых стала их журналистская деятельность, несомненно заслуживают высочайших наград. Но, возможно, лучше было бы сначала довести расследование дела об его убийстве до конца? Ведь надежд на это в журналистском содружестве все меньше и меньше...