Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вне украинского времени

16 сентября, 2010 - 18:42
ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ РУКОВОДИТЕЛИ БОРИСПОЛЬСКИХ «ПРЕССЫ» И УКРПОЧТЫ, ИГНОРИРУЯ ПОПУЛЯРНЫЕ УКРАИНСКИЕ ИЗДАНИЯ? / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

В конце августа мне пришлось, направляясь на семинар НГО в Холодный Яр, проезжать через Борисполь. Город не из последних в Киевской области: райцентр, более 65 тысяч населения, с тысячелетней историей, место рождения Павла Чубинского, автора слов украинского гимна, какая-никакая промышленность, рядом — главный аэропорт государства. Одним словом, центр Украины. За последнее десятилетие последовательно поддерживает демократические (со всеми их плюсами и минусами) политические силы.

Ну, а поскольку это была пятница, то мы остановились возле первого попавшегося киоска «Пресса», чтобы купить «День» и «Український тиждень». Но киоскерша с очевидным пренебрежением ответила: «Не получаем!» В следующей «Прессе» нас ждал практически аналогичный прием. На почте тоже не было ни «Дня», ни «Тижня». Более того, ни на одной из этих раскладок я не увидел ни «Україну молоду», ни «Літературну Україну», ни даже русскоязычных «Вечерних вестей». Зато щедро были представлены разнообразные московские издания «...в Украине» и некоторые киевские провластные газеты.

Что это значит? Точно не знаю, просто не было времени выяснить принципы, которыми руководствуются руководители местных «Прессы» и «Укрпошти», игнорируя популярные украинские издания. Но ссылка на языковой фактор, популярный на юге и востоке Украины, здесь не проходит (тем более, что «День» печатается и на русском языке). Отсутствие потенциальных читателей? Это тоже не проходит — ведь, напоминаю, идет речь о районном центре, в котором живет немало людей с высшим образованием — управленцев, учителей, врачей, а также, в результате близости к столице, пенсионеров, продавших за немалые деньги свои киевские «хрущобы», чтобы жить с большим комфортом в Борисполе. Так что же остается — неужели едва скрытая политическая цензура?

Впрочем, кажется, вопрос нужно ставить шире, чем о политической цензуре, которую в Украине сегодня уже видят и из Парижа, и из Вашингтона, и из Москвы. Речь идет о том самом сакраментальном национальном информационном пространстве, формирование которого со скрипом, с откаткой назад, но как-то продвигалось при президентах Кравчуке и Кучме и неожиданно для многих превратилось в фарс при президенте Ющенко. Почему фарс? Да потому, что так и не были предоставлены частоты Общественному радио, средства на которое выделял Фонд «Відродження», почти сразу же превратилась в неисполнимую утопию идея Общественного телевидения, модернизация Первого Национального пошла вширь, а не вглубь, фикцией оказался телеканал «Культура», никто не приложил усилий к созданию массовых изданий, предназначенных как для всей страны, так и специально для юга или для Донбасса. Более того: были закрыты Радио НАРТ и еженедельник «Без цензуры», роль которых в победе «оранжевых» была вполне реальной...

Сегодня же как основная масса владельцев СМИ в Украине, так и государственная власть не проникаются такими сакраментальными вопросами, как продолжение формирования национального информационного пространства. Для них это слишком сложный вопрос, их цели проще, так сказать, тактические, а вкусы — слишком уж специфические. Они не представляют себе ни высококлассную футбольную команду, сформированную из украинских ребят, ни масштабное телешоу, где бы не было московских ведущих или гостей из Белокаменной. По их мнению, у нас нет ничего путевого: ни своих известных интеллектуалов, ни умелых телеведущих, ни авторов увлекательных детективов, ни вообще чего-нибудь приличного, кроме угля, стали, хлеба и длинноногих, но глупеньких девушек.

Эта публика в большинстве своем не в состоянии понять азбучную истину: для нормального функционирования всего общественного организма, включительно с его экономической составляющей, страна должна получить, наконец, «культуру как целостность» (Иван Дзюба), со всеми ее составляющими и элементами.

Там будет место и конкурсам «Мисс Украина», и телемонологам Вадима Скуратовского, и боям на ринге братьев Кличко, и таким журналам, как «Український тиждень», «Сучасність» и «Универсум», и еженедельнику «Бульвар», и радиопередачам о Нобелевских лауреатах родом из Украины, и детективам, и элитарной поэзии, и сугубо танцевальной песне. Тогда и только тогда, когда культура станет целостной, когда образовательное, языковое и информационное пространства в Украине будут служить украинским интересам, если сила государства будет работать в защиту, а не на уничтожение национальной культуры, — тогда и возникнут реальные предпосылки для интеграции страны в объединенную Европу на достойных для украинцев условиях. Однако все это остается непонятным как «денежным мешкам», так и госчиновникам.

И в самом деле: если человек определенного сорта видит Украину разве что из окошка «майбаха», живет в своем поместье за забором пятиметровой высоты, отдыхает на Гавайях, лечится в Испании, смотрит ОРТ, а покупает все за доллары — о каком понимании проблем национальной культуры и национального информационного пространства может идти речь?

Но не для всех сильных мира сего проблема заключается в непонимании. Существуют и другая, к счастью, менее многочисленная категория этой публики. Эти знают цену национальному единству. Они прекрасно понимают, что уничтожение культуры дает возможность безнаказанно издеваться над людьми, что недоформированная нация неспособна оказывать сопротивление, а если что-то и удосужится предпринять, то не доведет дело до конца, что, в конечном итоге, отсутствие украинских изданий на раскладках в центральной Украине через некоторое время сработает на деукраинизацию и политическое укрощение этой строптивой земли. Апелляции к этой публике бесполезны, свою линию они будут проводить и дальше — с тем чтобы все больше украинских городов и поселков жило вне украинского времени. С этими деятелями ни о каком соглашении не может быть и речи, поскольку они объявили нам войну. И чтобы выиграть эту войну, следует найти, среди прочего, и способ вернуть Борисполь в украинское время.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ