За последнее время на отечественном ТВ появилось несколько серьезных дискуссионных проектов; телеканалы наконец-то начали обращаться к истории Украины, пытаться осмыслить некоторые острые проблемы современности. И это радует. Но, как правило, именно «серьезные» программы летом уходят в долгосрочный отпуск. И зрителю остается лишь поглощать неимоверное количество сериалов. Что должно быть в это время на телеэкране? «День» обратился к телевизионщикам с вопросом:
КАКИМ ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ИДЕАЛЬНЫЙ «ЛЕТНИЙ ФОРМАТ»?
Анатолий БОРСЮК, «1+1»:
— Летом вполне естественно, что все уходят в отпуск. Так традиционно сложилось: мы — телевизионщики, уходим в отпуск вслед за нашими героями — в летний сезон их собрать очень сложно. Мне кажется, в этом нет ничего страшного. Но если бы на то была моя воля, то летом я бы показывал не сериалы, а повторы самых интересных программ. Понятно, что в течение года не всем зрителям удается каждую неделю смотреть все передачи. А ведь многие программы интересно не просто посмотреть, но и пересмотреть еще раз. Наша пауза — если говорить о дискуссионных программах канала «1+1» — не вселетняя: мы работали до конца июня и в середине августа снова выходим в эфир. Я бы показывал не только лучшие программы этого телевизионного года, но и предыдущих сезонов, программы, которые по тем или иным причинам уже ушли из сетки вещания. В любом телецикле можно найти 5-6 хороших программ, которые не грех показать еще раз, особенно на больших каналах, где уже есть своя история. «1+1» уже восемь лет выходит в эфир — и за это время у нас было много интересного. И не только в дискуссионном формате. Большинство из них сделаны не в сиюминутном режиме, программы не стареют ни по форме, ни по содержанию. Я бы лето посвятил воспоминаниям. Никакого вреда кроме пользы — ни телевизионщикам, ни зрителям.
Анна БЕЗЛЮДНАЯ, генеральный продюсер «Профи ТВ»:
— Практика, когда программы (за исключением нескольких форматов, например, новостей) уходят в отпуск, существует везде. И в этом нет ничего странного, потому что, на самом деле, люди за рубежом отдыхают даже больше, чем у нас. И если попытаться запустить какой-то проект или решить какие-то глобальные вопросы в июле или в августе, то, вероятнее всего, это закончится неудачей. Существует понятие телевизионных сезонов: есть сезон, который начинается с сентября и сезон, который начинается с февраля. Лето, до недавнего времени, в Украине, в принципе, не считалось телевизионным сезоном — согласно существующей в мире практике, может быть, даже стереотипу. Летом люди тоже смотрят телевизор, но, возможно, им нужно что-то другое. Поэтому последние год-два отношение к летнему сезону на наших телеканалах уже несколько иное. И даже новые программы появляются летом, чего раньше не наблюдалось. Но что касается серьезных форматов (например, ток- шоу, которые идут на «1+1»), то они фактически привязаны к каким-то актуальным событиям, происходящим в стране. А если этих событий не происходит, поскольку люди, которые являются потенциальными творцами этих событий, отдыхают, то, соответственно, и любая подобная программа будет высосана из пальца. Просто меняется ритм жизни. Вот, например, в Италии или в Испании существует понятие «сиеста»: там люди днем на протяжении нескольких часов отдыхают, в это время закрыто большинство магазинов, офисов и т.д. Соответственно, там было бы глупо пытаться на это время планировать, например, какие-то основные покупки. Точно также и на ТВ есть своя определенная сезонность, свои схемы, правила и подходы. Каким может быть специфический летний формат? Честно говоря, я не готова сказать. Прежде всего, нужно учитывать момент, когда зритель присутствует возле экрана: если он и не уезжает отдыхать куда-то за рубеж, то — если он отдыхает в Украине — какую-то часть дня он проводит на пляже или, допустим, на даче. При желании можно сделать чуть больше форматов, например, каких- то игр, недорогих развлекательных шоу, «завязанных» на специфике лета и с хорошей обратной связью. Украина — достаточно благодатная территория для отдыха и, соответственно, украинское ТВ — благодатная территория для создания подобных форматов. Возможно, стоило бы получше показать нашу страну (в частности, Крым, Одессу, Карпаты) потенциальным отдыхающим, чтобы они не уезжали за рубеж, а оставались в Украине. Вот такие развлекательные полукоммерческие форматы имели бы прикладной смысл. Люди, возможно, могли бы для себя почерпнуть информацию, куда им поехать отдохнуть, а, с другой стороны, это просто могло бы быть интересно. Почему бы нет? Это было бы заметно в эфире.
Александр ЗОРКА, вице-президент Национальной телекомпании Украины:
— Я не могу согласиться с утверждением, что «серьезные» программы на Первом национальному идут в отпуск. Сейчас мы готовим новые проекты, которые будут выходить летом и которые так или иначе будут отражать процессы в общественно- политической жизни нашей страны. Мы учитываем, что летом деловая, политическая деятельность стихает. К тому же, наши зрители охотно проводят свободное время на свежем воздухе, а не перед экранами телевизоров. Конечно, мы будем повторять некоторые интересные фильмы, концерты, которые понравились нашим зрителям, о чем свидетельствует почта НТКУ. Кроме новых серьезных программ мы планируем трансляции спортивных чемпионатов. Когда вечером зритель включает наш канал, он рассчитывает увидеть что-то интересное, по-летнему пестрое, и мы делаем все возможное, чтобы его удовлетворить, ведь это — наша работа.
Андрей КОВАЛЬСКИЙ, ведущий спортивных новостей программы «Факты» (ICTV):
— Лето — пора отпусков только с одной стороны, с другой же — некая отправная точка. И даже при большом скоплении на наших экранах в теплое время года сериалов и развлекательных проектов — что вполне оправданно! — за кадром идет напряженная работа, ведь осенью, как правило, программы изменяют свой облик, меняют формат. Но вся эта кухня, уверен, мало интересует зрителей, болельщиков. И именно спортивным болельщикам в этом плане повезло больше, нежели театралам или фанатам просмотра политических баталий по телевизору. Спортивные события, как и многие другие, с наступлением лета не исчезают. Всегда есть интересные темы. На мой взгляд, взгляд спортивного обозревателя, идеальный летний формат — не изменять этот формат вообще. То есть, продолжать работать в том же режиме, как обычно, а то и в более интенсивном. Регулярные соревнования, так называемая оперативка, уходят на отдых и именно в этой ситуации различные конкурирующие программы отвоевывают своего зрителя. Зритель сам может определить уровень мастерства журналистов и решить, кому отдать предпочтение. По большому счету, идеальный формат — тот, который будет Вас держать в напряжении возле экрана телевизора как можно дольше. И не важно, что это: увлекательный матч или громкий скандал. На всe есть свой потребитель, главное — хорошо блюдо приготовить. Но есть одно небольшое «но»: нам решать, ЧТО приготовить, но не нам решать, ЧТО Вам стоит попробовать.
P.S. Ну что, дорогие читатели, удовлетворили вас аргументы? Да? Нет? Ждем ваших откликов по адресу: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2 л, отдел СМИ и общественного мнения; e-mail: [email protected]; тел. (044) 414-91-26, 414-87-52.