Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

4 января, 2002 - 00:00


— Какой телевизионный канал был, по-вашему, лучшим в новогоднюю ночь?

— В последний день ушедшего года стартовал избирательный процесс и можно было ожидать появления большого количества политической рекламы. Каким было, по-вашему, эмоциональное воздействие этой рекламы? Уместна ли политическая реклама в праздничную ночь?

Георгий ПОЧЕПЦОВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой информационной политики Украинской академии государственного управления при Президенте Украины:

1. Мне трудно ответить на первый вопрос, поскольку «перескакивал» с канала на канал. В основном смотрел на «Интере» «Вечера...» — там был сюжет.

2. Предвыборная агитация пока запрещена, однако в новостях проскакивают такие моменты, которые создают тот фон, на котором и должна расти политическая реклама. Если не будет такого фона, политическая реклама не выстоит, потому что она носит точечный и ограниченный характер, а фон может носить бесконечный характер. Но для создания его нужен совсем другой тип умения, которым мы на сегодняшний день владеем слабо. Умение состоит в том, чтобы политики и партии попадали в новости, а не в рекламу. Информация о человеке-политике откладывается в сознании телезрителя, а где-то через неделю источник данной информации в памяти человека стирается. Запомнившаяся же информация продолжает воздействовать на человека, и таким образом предвыборная кампания стартует.

Александр ЧЕКМЫШЕВ, заместитель директора Института журналистики Киевского национального университета имени Т. Шевченко:

1. Когда смотрел интеровский вариант «Вечеров...», то у меня появилось впечатление, что это своеобразный вариант «разумовщины». Известно, что в пору гетьмана Разумовского в России были популярны малороссийские мотивы до такой степени, что великорусская шляхта одевалась в украинские национальные одежды.

2. В предновогодний вечер я увидел те же политические ролики, которые видел и раньше. Продумано в целом неплохо. Общая стилистика ролика, где В. Медведчук пишет письмо, не смотря на весь свой позитивный первоначальный заряд, после отставки этого политика может быть воспринята в другом качестве, когда тот приобрел черты человечности и стремится общаться с избирателями в старосветской манере. Второй пример очень прост — реклама В. Ющенко на фоне детей под звуки традиционной щедривки, где главный герой традиционно ничего не говорит, а только изменяется выражение его лица. Такая реклама значительно ментальнее, легче воспринимается рядовым гражданином. Также в предновогоднюю ночь демонстрировалась реклама партии «Яблуко». Ее семантика — отождествление г-на Бродского с Карлсоном. Это очень добрая реклама, и даже у моих родителей, которые придерживаются консервативных взглядов, она вызвала улыбку. Прошел период, когда на негативной рекламе можно было сделать, что угодно.

Людмила ЛЕБЕДЕВА, руководитель Школы женского общественно-политического лидерства «ПоДія»:

1. Честно говоря, телевизор почти не смотрела. Частично смотрела совместный проект с россиянами «Вечера...», понравилось.

2. Понравилась реклама партии «Яблуко». Смешная реклама подкупает. Если говорить о целесообразности политической рекламы, то она сейчас более чем уместна. Многие мои знакомые, поздравляя меня с Новым годом, спрашивали совета, за кого голосовать, а политическая реклама дает возможность познакомиться с политическими фигурами, политическими силами.

Владимир СПИВАКОВСКИЙ, издатель медиа-бастера «Олигарх»:

1. В основном смотрел ОРТ и ТВ-6. Понравились «Вечера...». Было только досадно, что за последние десять лет никто не вспомнил ни о «Ночи перед Рождеством», ни об этой Диканьке... Новогоднее воплощение «Вечеров...», по-моему, было на хорошем современном уровне.

2. Эмоциональное воздействие политической рекламы было никакое — оно было антиэмоциональным, на мой взгляд. В новогоднюю ночь, щелкая пультами, все неизменно вынуждены были натыкаться на канал «НАРТ» и смотреть на Цендровского с его собеседником. Это выпадало из ряда, но свою рекламную функцию выполняло стопроцентно. Думаю, что реклама уместна всегда. В обществе, лишенном ориентиров, все равно какие-то ориентиры нужно давать. В этом смысле политическая реклама выполняет важную гражданскую миссию: указывает на преимущества одной партии по сравнению с другими, на преимущества программ и человеческих качеств политиков, а также — на недостатки конкурентов. Общество идет к выборам, к построению гражданского общества, к структурированию — и это обязывает политическую рекламу быть более целеустремленной, более частой и эмоциональной.

Николай ОХМАКЕВИЧ, председатель Гостелерадио Украины 1979 — 1994 годов, журналист:

1. Лучшим был «Интер». Понравились «Вечера...». Удачно подобраны актеры, лихо развивался сюжет, однако было многовато фарса и ношения бутылок с самогоном, что было даже не смешно. Понравилось, что вернулись к старой программе — «Голубому огоньку». Эта форма оставляет какой-то особый сердечный след. Хоть все и происходит по определенному сценарию, однако действо приближается к человеку, и человек у экрана чувствует себя частичкой этого «Огонька».

2. Пока что политическая реклама на меня впечатления не производит — даже казалось бы самая повторяемая реклама социал-демократической (объединенной) партии, и в особенности с Медведчуком. Попытки подать написание писем с какой-то определенной теплотой — не воспринимается. На меня произвела впечатление скромная реклама В. Ющенко. Реклама партий «Яблуко» и «Зелених», с моей точки зрения, достаточно примитивна. Она вроде бы и сделана под личное, но не убедительно — а рисковать с этим нельзя. Это политика. Сама реклама в новогоднюю ночь, действительно, не уместна. Чтобы преподнести себя — такие попытки тоже были — некоторые произнесли новогодние пожелания. Однако все эти пожелания были одинаковыми, поэтому никого не могу выделить. Такая форма политрекламы, по-моему, своего назначения не выполняет.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, председатель правления Независимой ассоциации телерадовещателей:

1. В новогоднюю ночь я традиционно остановила свой выбор на канале «1+1». Его «Голубой огонек» по сравнению с программами, предложенными другими каналами, смотрелся выигрышней, хотя, признаюсь, ожидала большего.

2. Рекламная компания началась задолго до 31 декабря. Некоторые политические партии и блоки уже успели чуть-чуть переутомить зрителей своей достаточно агрессивной рекламной кампанией. Политическая реклама в новогоднюю ночь никак не впечатлила. Заметным был «эпистолярный» ролик с Медведчуком, который демонстрировался многократно. Думаю, что даже если бы его не показывали столько раз, он не остался бы незамеченным, так как он затронул какую-то сентиментальную струнку у зрителя. По эмоциональному воздействию это был самый заметный ролик, все остальные сделаны в более традиционном варианте. Хорошая имиджевая реклама уместна всегда, если она сделана качественно, тонко, с пониманием психологии. С 9 февраля, когда будет разрешена предвыборная агитация, пойдет прямая и прямолинейная реклама — и тогда уж точно процент того, что будет радовать глаз, вряд ли будет высок.

Наталья ЛИГАЧЕВА, главный редактор интернет- издания «Телекритика»:

— Я считаю, что «Интер», «1+1» и СТБ предложили три разные концепции. Что касается СТБ, то, хотя в адрес их проекта можно было сделать много замечаний, но, тем не менее, это был первый опыт прямого эфира, во время которого в новом качестве проявили себя ведущие канала. В частности, Екатерина Нестеренко — ведущая криминальной программы на СТБ. Она, по-моему, была наиболее реактивна, живо и эмоционально реагировала на звонки зрителей, на гостей. Нельзя сказать, что это был идеальный эфир. Было много натянутостей, и было заметно, что гостей было меньше, чем ожидали, что это был дебют для канала. Но поскольку это происходило впервые в нашем эфире, то подобную практику можно только приветствовать. Небольшой канал не побоялся понадеяться на собственные силы.

«Интер» и «1+1» предложили не новую концепцию объединения собственных, украинских, сил с российскими. При этом «Интер» как бы предложил концепцию игры на своей территории, пригласив российских звезд участвовать в создании украинского продукта (при чем съемочная группа была вся украинская, и режиссер наш — Семен Горов). Опять-таки можно много претензий предъявлять и ко всему проекту, и к работе актеров, к не очень хорошему русскому языку, к качеству реприз. Можно говорить и о том, что по духу это не сугубо украинский продукт, но, тем не менее, я считаю, что это все-таки любопытный опыт. И совершенно блестящим был в «Вечерах...» Филипп Киркоров.

Другую концепцию предложил «1+1», когда были привезены звезды наши — и телевизионные, и шоу-бизнеса — в Россию. И здесь было много любопытного. Считается, что для таких стран, как Украина, любое участие в копродукции с большими странами, где больше возможностей — это нормально. Единственное «но» — почему опять Москва? Почему не договориться с Варшавой? Понятно, что финансово намного проще сделать это в России, которая берет на себя львиную часть расходов. Наверно, с поляками надо разговаривать на другом, в том числе — и финансовом, языке. Но, тем не менее, проблема остается. Вот эта наша полная одновекторность, в том числе и на телевидении, в сторону России, оставляет вопросы. Это касается «Интера» и «1+1». Но с точки зрения профессионализма, я думаю, что первая часть «Голубого огонька» была вполне профессиональна. В этой российско-украинской программе неплохо смотрелись наши телезвезды: «Пиккардийская терция», «Океан Эльзы», Ирина Билык. Это может способствовать их продвижению на московский рынок шоу-бизнеса. Но сказать, что я в новогоднюю ночь уснула с полным удовлетворением от продукции наших телеканалов, не могу. То есть эти три телеканала показали, что у нас есть силы, есть возможности снимать, но еще нужно работать, работать, работать.

2. Думаю, что любой продукт уместен, когда его не чересчур много. И как мне показалось, наши телеканалы не переборщили в этом плане в новогоднюю ночь. Эмоциональное впечатление? Поскольку эта реклама шла не только в новогоднюю ночь, я лично ничего нового не увидела. Что касается тех роликов, которые я видела, то думаю, что очень удачен, конечно, ролик с Оксаной Марченко («Красивая женщина? Она социал-демократка»). Это может сыграть, хотя наша политическая реклама очень сильно отличается от того, что под этим явлением принято понимать на Западе. Там все-таки рассказывают о чем-то конкретном. У нас же пытаются воздействовать на подсознание. Это приводит к тому, что наш избиратель не получает в достаточной мере информации о блоках, о тех силах, которые идут на выборы, а руководствуется именно эмоциональными мотивами: или «Команда молодости нашей», или «Мужчины то-то и то-то делают в политике, а женщины будут делать в политике другое», или «Зеленые переворачивают мир». На самом деле, это совершенно не соответствует тем программам и тем целям, с которыми идут эти партии на выборы, и которые потом они защищают и продвигают в парламенте. Это основная проблема нашей политической рекламы. То есть она не является, собственно говоря, политической рекламой: она не дает информации и воздействует на подсознание. Может быть и такая реклама, но необходимой информации о политических силах из нее избиратель не получает.

Подготовили Диана БАЗЫЛЯК, Людмила РЯБОКОНЬ, Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ