Традиционно телеканалы Украины 8 и 9 мая — в День памяти и примирения — и День победы над нацизмом — предложили зрителям неоднозначно противоречивый винегрет из фильмов и сериалов советско-российского и западного производства (с минимальным вкраплением собственно украинского продукта). Понятно, что в отличие от лет правления Кучмы и Януковича на экранах было минимизировано то, что оппозиционные российские интеллектуалы метко назвали «победобесием». Кто бы там что ни говорил, а декоммунизация стала уже фактом повседневной жизни украинцев. С другой стороны, репертуар телеканалов в эти дни (здесь я не касаюсь концертов и информационно-публицистических программ — это отдельная тема, речь идет лишь о фильмах и сериалах) меня не слишком вдохновляет. В итоге, говоря словами поэта, «с печалью радость обнялась».
Скажем, 8 мая зрители имели возможность посмотреть максимально, как на время своего создания, деидеологизированно-гуманистичную советскую киноклассику: «Балладу о солдате» («Интер»), «Летят журавли» («1+1»), «Помни имя свое» (Enter-фільм) и т.п. К этому же ряду можно отнести и «Холодное лето 53-го» («1+1»), поскольку в фильме речь идет об отголоске войны. Увидела аудитория (также не в первый раз) и американские ленты — «Враг у ворот» (ICTV), «Спасение рядового Райана» (ICTV), «Пианист» (НЛО TV) и даже фильм украинского производства «Вишневые ночи» («2+2»). То, что эти фильмы зрители имели возможность увидеть, — безусловный позитив. Но почему западная киноклассика на военную тематику из года в год ограничивается тем же «джентльменским набором»? Почему на экранах отсутствуют «Поезд» Джона Франкенхаймера или «Канал» Анджея Вайды? «Мост через реку Квай» Девида Линна или «Магазин на площади» Яна Кадара и Элмара Клоса? Список можно продолжить — в нем будут десятки и десятки фильмов...
ФОТО ВЛАДИМИРА ФАЛИНА
КОЩУНСТВЕННАЯ НЕПРАВДА
Это что касается позитивной составляющей «кинозала» телеканалов Украины за 8 мая. Было в этот день и немало «хлама», особенно это касается телесериалов на военную тематику. Из негатива стоит отметить показ фильмов «Семнадцатый трансатлантический» (Enter-фільм) и «Белая птица с черной отметиной» (ТЕТ). Первая лента идеологически перегружена и исторически неправдивая, во второй художественное мастерство ее авторов неизмеримо повысило ее идейное ничтожество и откровенную лживость. Это, впрочем, общая беда украинского кинематографа советского времени — недавно пересмотрел Довженкового «Щорса». Это ужас! Чрезвычайно талантливо снятая циничная и кощунственная неправда. Вообще, в украинском кино советского периода честно и талантливо поставленные фильмы на военную и историческую тематику можно пересчитать буквально на пальцах. И тут нельзя не отметить «В бой идут одни «старики»» Леонида Быкова — по требованию «директивных органов» ему пришлось вставить эпизод с приемом в партию (эпизод исторически лживый, потому что главный герой, который воевал в Испании, не мог не быть членом партии еще с того времени), но за счет этого сказать с экрана страшную правду — что потери на боевом пути «певчей эскадрильи» (штатный состав 10 летчиков) и только до лета 1944-го достигали уровня целой авиадивизии (штатный состав около 100 летчиков).
ЛЕНОСТЬ ТЕЛЕМЕНЕДЖМЕНТА?
Что же касается 9 мая, то зрителям телеканалы опять-таки предложили стандартный комплект советских военных фильмов высокого и среднего уровня с минимально возможной идеологизацией: «Судьба человека» («Интер»), «Они воевали за Родину» (НТН), «Летят журавли» («1+1»), «Батальоны просят огня» (НТН), «В бой идут одни «старики»» («Интер»), «Дачная поездка сержанта Цибули» («1+1»), «Корпус генерала Шубникова» (Enter-фільм), «Аллегро с огнем» (Enter-фільм), «Море нашей надежды» (Enter-фільм), «Сашка» (НТН). При этом почему-то вне поля зрения телевизионного менеджмента остались неплохие фильмы, которые редко появляются на экранах, например «На семи ветрах» или «В двух шагах от «рая»». И, понятное дело, был опять-таки стандартный комплект американских фильмов: «Враг у ворот» (ICTV), «Ярость» (ICTV), «Список Шиндлера» (ICTV). А почему бы не показать недавнюю немецкую ленту «Мост» о том, как шестеро гитлерюгендов весной 1945-го пытаются противостоять американским рейнджерам? Или белорусскую «Оккупация. Мистерии»? И вообще, качественное военное кино Великобритании и Польши, Франции и Болгарии, Германии и Италии — это десятки фильмов, определенную часть которых зрители имели возможность видеть еще в советское время. Сейчас же они лишены и этого. Что это — леность телеменеджмента или что-то другое?
Впрочем, предприимчивость иногда хуже лености. Скажем, «Интер» 9 мая предоставил экран двум идеологически крайне нагруженным сериалам — «Сильнее огня» (очередной миф о «внезапном нападении 22 июня») и «Задание особой важности. Операция «Тайфун»» (воспевание несравненных боевых качеств советских разведчиков и диверсантов).
В целом же нетрудно прийти к выводу: пока не созданы собственно украинские военные фильмы и сериалы (не копродакшны с россиянами, а свои, с украинской проблематикой) и не привлечено достояние мирового кинематографа, посвященное Второй мировой войне, на телеэкранах 8 и 9 мая будет господствовать все тот же «джентльменский набор». Я понимаю, что поднять украинское кино за три года невозможно, но несколько приличных фильмов и пару сериалов на военную тематику могло бы за это время появиться. Тем более можно было бы вывести на отечественные телеэкраны немало соответствующих западных фильмов. Но...
А между тем современная рецепция Второй мировой — это один из тех плацдармов, откуда с помощью телевидения и кино Кремль ведет мощное идеологическое наступление в гибридной войне против всего свободного мира.