Общественное мнение считает политику грязным делом. Но не все так просто. Ожесточенная борьба ведется везде, где есть что делить. Когда наука была престижным занятием, склоки на институтских кафедрах не уступали парламентским. В борьбе за власть больше дипломатических пассов, чем рукопашных схваток. Идеальный рупор для скандальных методов — теледебаты в прямом эфире.
Сезон скандалов открыла мадам Витренко на «Дебатах-2002» («1+1») и уже вдоволь накричалась на теледебатах ICTV. У нее с Юлией Тимошенко один сегмент протестного электората, и их рейтинги социологически близки. Как шутили в одной из песен-переделок «Больших гонок»: «Вы агрессивны — это минус, но я в эфире — это плюс». На фоне этой женской «борьбы в грязи» выиграла Инна Богословская (Команда Озимого поколения). Она-то и рассказала откуда у «плачущей миллиардерши» деньги. Народу И. Богословская даже импонирует, но за ее партию вряд ли будут голосовать. Сомневаюсь, что небогатое население поддержит отмену пенсий и бесплатной медицины. На этом, кстати, удачно сыграли «Подробности» («Интер») . Глава счетной палаты обвинил Министерство здравоохранения в разбазаривании средств. Выяснилось, что медицина в стране финансируется не хуже, чем в Западной Европе. В стык шла реклама СДПУ(О) о бесплатной медицине. Сработана психологически верно и без черных технологий.
Но вернемся к нашим дебатам. В гонке трамваев побеждает тот, кто выехал первым. Уверенней всего себя чувствует «1+1». «Плюсы» в «Дебатах-2002», не мудрствуя лукаво, выбрали классическую схему. И просто гениально использовали секундомер, выведя его на экран. Ход, порождающий у зрителя сопричастность. Ярко выраженный конфликт возникает, когда спорят двое. А вопросы журналистов демонстрируют реальный масштаб политиков и жмут на их болевые точки.
Видимо, по принципу «от противного» действовал творческий коллектив «Теледебатов» (ICTV) . Двойке — символу противостояния они предпочли тройку — равнобедренный, самодостаточный треугольник. И тем самым усложнили взаимный диалог. Ввели несколько удачных (каждый в отдельности) конкурсов. И вместо четких и продуманных журналистских вопросов пустили в передачу народную стихию. Не пропадать же добру — уличное телевидение связывает ICTV с 15 городами. С помощью реплик из народа несколько грубовато были прокомментированы сами прения. Отступил от нейтралитета и супер- профи. Эмоциональный Дмитрий Киселев дал понять, что Григорий Омельченко (блок БЮТ) — тот еще беспринципный ловчила.
Смотрели 8 марта «Теледебаты» на ICTV и политики. То, что С. Курыкин (ПЗУ) в «Свободе слова» назвал «недостатком политической культуры», С. Гавриш (вице-спикер) — «одесским привозом, где хотят продать некачественный товар», а В. Ющенко («Наша Украина») — «собачьими боями» и «женской борьбой без правил». Последние два мнения охотно озвучили ночные новости «Интера». Так или иначе Киселеву пришлось нелегко. Потому, что он играет одновременно в разные ролевые игры. Как известно, существует два типа ведения телешоу. В первом — ведущий коммуникатор, незаметен и его профессионализм состоит в том, чтобы помочь проявить себя другим. Второе амплуа — иное. Ведущий — Личность, и именно он привлекает зрителей. И главному лицу ICTV, конечно, трудно в понедельник, вторник, среду, четверг и воскресенье быть индивидуальностью; а в пятницу — только излагать правила игры и не иметь собственного мнения. Тем не менее, количество откликов, острых обсуждений говорит о том, что дебаты от ICTV все же были самыми интересными.
А вот передача «Народный экзамен» (ICTV) переплюнула «Народную платформу» «Интера» уже тем, что здесь народ получает ответы на свои вопросы. Ее вел Александр Богуцкий. И в ней дебютировал нет, не Бродский, а Довгань, (СельПУ). Политик сам выбирает вопросы, но все равно чувствует себя студентом-троечником. А люди у микрофона на улице охотно входят в роль экзаменаторов. После передачи они же выставляют оценки. В основном, удовлетворительные. Несмотря на экзекуцию, кандидаты рвутся в эфир. Их приз больше, чем можно выиграть в любой телеигре — 4-летняя синекура.
Последняя теледебатная премьера — «Партия, Господа!» на СТБ . Всегда ироничный Роман Скрыпин превратился в «человека в футляре» и лишил, в угоду политкорректности, своего конферанса потенциальных депутатов. Политики без подливки — блюдо не для телегурманов. На УТ-1 в «Саме тих. Дебатах» и то помогают кандидатам вопросами и подкидывают телефонные звонки. Строгий свод правил поведения, наблюдательный совет и скупое освещение студии скорее создавало ощущение неуютности — и кажется, не только для гостей программы. Второй раз за день пришлось смотреть на С. Довганя. По мнению его визави Б. Бойко (НРУ), аргументы лидера СельПУ — это «кирзовые сапоги и фуфайка против компьютера». Аргументы же самого Б. Бойко были побойчее. Но пульт так и норовил переключиться из этого мрачноватого зрелища к сияющему швейцарскому автосалону Игоря Моляра («1+1», «Парк автомобильного периода») . «Концепт- карт, агрессивная законченность линий, неужели это джип «Пежо»?», — щебетал ведущий, показывая нам женевскую сказку. Сбежали бы от нас куда-нибудь в Зимбабве коммунисты с националистами. Глядишь, и у нас появились бы проблемы «какой марки покупать третью машину». Но страны, живущие на этом уровне, понимают, что пирога на всех может не хватить, и принимают соответствующие меры.
Опять только Киселев открытым текстом говорит стране, какая опасность нам грозит. Тучи сгущаются... Оккупация Ельяшкевичем трибуны ВР с неугомонным желанием продлить прошлогодний кассетный скандал. Трагическая смерть руководителя «Укрспецэкспорта» В. Малева и будирование вопроса о торговле оружием. Зачастившие в страну иностранные эксперты и подготовка почвы для признания наших выборов недействительными.
Другую проблему осветил «Реальный сектор» (УТ-2) . Уже в следующем месяце грядет выплата процентов по долгам МВФ. Финансисты, затаив дыхание, ждут схем, которые предложит правительство. Пока ясно, что ни рост экономики, ни бюджет, ни экспортные возможности не дают нужной суммы. США перестали закупать продукцию ведущей для нас металлургической промышленности. И ни о реструктуризации или перезаеме долга речь не идет. Не Аргентина, но все-таки. Некоторые журналисты умудряются смотреть на эти проблемы рассеянным взором, не придавая им большого значения. Так прокололся Вересень в гостях у Киселева. На ключевой вопрос ведущего о важности для украинских журналистов после решения туринского суда и заявления нашего МИДа разобраться в мотивах запущенной в СМИ дезинформации, его гость Мыкола Вересень ответил: «Одни показывают одни бумажки, другие — другие...» Будущий политик мог бы быть и попринципиальней.
А ведь к анализу внутренней ситуации располагают и две даты. 9 марта годовщина народных волнений у памятника Шевченко. (Эти события журналист ICTV С. Швец («Свобода слова») назвал «прививкой Украины от терроризма»). И шесть месяцев прошло после 11 сентября 2001 г. Последнее событие, с моей точки зрения, отразилось на нас, скорее, позитивно. Америке какое-то время было не до нас. Если бы выборы проходили осенью, избирательная кампания, возможно, шла бы спокойнее. И Кондолиза Райс вместе с нашими политиками не была бы героиней мультиков «Большие гонки» («1+1») . Большинство теле-СМИ за деревьями (интригами выборов) не видят леса.
На следующей неделе ICTV обещал эксклюзив особого рода. Документальный фильм, снятый журналистом «Файненшл Таймс», о том, как делали «свою игру» на нашем политическом кризисе прошлого года США, Европа и Россия. И, возможно, станет понятней, каких марионеток дергали эти зарубежные нити.
Наверное, не спроста доехал до Мавритании Андрей Цаплиенко («N-километр», «Интер») , но его позиция вызывает уважение. Он докопался до истоков другой украинской трагедии. 283 судна, которые могли бы давать родине по миллиону американских долларов ежегодно, пропали в бермудском треугольнике жадности чиновников департамента рыбной промышленности. Украинские корабли стоят в чужих портах за долги годами, без надежды на возвращение. Там же гниют наши моряки без особой надежды на оплату труда. Это явление стало массовым благодаря «Рыбпрому». А его сотрудники, утверждает А. Цаплиенко, обзавелись виллами в южных краях. Глава этого департамента теперь борется за мандат-неприкосновенность нардепа.
Новое шоу «Афера» («Интер») , возможно, спасет от жестоких шуток судьбы. Илья Ноябрев, который уже «воздвиг себе памятник», мелькая во множестве телепрограмм, обещает рассказывать о кидалах- контролерах, лже-гипнотизерах, сомнительных турфирмах и других прохиндеях. О-ч-ч-чень своевременное дело. Передача весьма добротная, с толковыми экспертами и необычными сюжетными ходами. Хотя не удивляйтесь, увидев среди экспертов знакомые лица, других телеведущих с этого канала или народных депутатов.
В этот раз популярно объяснили, что нельзя выиграть в финансовую пирамиду. И что самый большой в мире траст — Соединенные Штаты Америки, которые втянули нас в свою игру. На руках украинских граждан около 20 миллионов американских долларов. Люди предпочитают чулки финансовым банкам и фирмам, поскольку трудно отличить действительно работающую организацию от дутой. В финале с почти искренней улыбкой И. Ноябрев посоветовал быть менее наивными и разбросал в студии пачку с настоящими и фальшивыми долларами. Эксперты бросились собирать зеленые бумажки вместе с публикой.
На прошедшей неделе женское сердце успокоил американский фильм с Мелом Гибсоном «Чего хотят женщины». Крутой мачо чудесным образом научился слышать мысли женщин. Понял, насколько они совершеннее мужчин и стал делать для них добрые дела. Прошла мода на боевики и вестерны. Теперь популярны мелодрамы и фильмы о подвигах во имя справедливости. Возможно, человечество перебесилось на грани веков и теперь становится добрее. Вот и герой Мела Гибсона под влиянием самого светлого на земле чувства — любви —совершает самоотверженные поступки, порой — с ущербом для себя. Хотелось, чтобы среди действительно любящих Украину, затесалось бы и несколько народных депутатов.