Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время вызовов

Размышления о последних событиях в украинской религиозной среде
1 июля, 2016 - 12:38
ФОТО РЕЙТЕР

Несколько недель назад студенты принесли мне книгу Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Часто, когда берешь в руки бестселлер, разочаровываешься, поскольку реклама более помпезна, чем сам текст. Но это не об этой книге! Скажу, что роман Фоера — лучшее, что я читала на протяжении последних двух лет. Это рассказ о мальчике Оскаре, отец которого погиб в одной из башен-близнецов 11 сентября 2001 года. История о невероятном измерении человеческих эмоций и чувств. Мир запомнил события 11 сентября 2001 года через эксклюзивные кадры американского телеканала CNN. Телекомпании удалось продать «картинку» и трафик, в то же время опередить своих конкурентов и стать на ступень выше в рейтинге лучших медиа мира. В то же время никто не заметил всех тех неотправленных писем, факсов, детских фото с рабочих столов, всего того измерения человеческого мира, разрушенных историй под руинами небоскребов. В альбоме Оскара навсегда останется фото мужчины, падающего с самого высокого этажа башни после того, как самолет врезался в ее центр. Парень думал, что это мог быть его отец. 11 сентября 2001 года — это не только событие, изменившее политическую карту мира, тысячи жизней американских семей, но, на мой взгляд, это момент стирания барьеров между религией и фанатизмом, что, безусловно, повлияет в будущем на разграничение правды и лжи, искусственного и настоящего.

«НЕ БОЙТЕСЬ!»

Недавно исполнилось 15 лет со дня визита святого Папы Иоанна Павла ІІ, состоявшегося в июне того-таки 2001 года. По этому случаю на «5 канале» была возможность посмотреть документальный фильм «ХХ столетие Кароля Войтылы» — об эпохе вызовов и противоречий, решений и политических компромиссов. Это было время вызовов — Вторая мировая война, «холодная война» между СССР и США, Карибский кризис, начало войны в Афганистане. Эти все события требовали реакций. Мир нуждался в духовном измерении, особенно молодежь, которая чрезвычайно любила Папу. В фильме один из римо-католических епископов вспоминает тот фрагмент, когда в Кракове Папа мог до поздней ночи проповедовать из окна для молодых людей, пока не завершал: «Молодежь, расходись, потому что нам нужно отдохнуть, чтобы завтра продолжать работу». Мы, молодые, часто говорим, что живем в другие времена, в других измерениях, на самом деле забывая, что сценарий эпопейной борьбы добра и зла — вечен. Конечно, мы не живем в период господствующих режимов фашизма, нацизма или коммунизма. Однако мы живем в рамках войн в Украине и Сирии, эпоху секуляризма, фанатичных искажений, культа псевдобожков, псевдотрендов (вообще многих вещей с приставкой «псевдо»), в эпоху после 11 сентября. Ключевым месседжем первых дней Понтификата Папы Иоанна Павла ІІ был призыв — «не бойтесь». Поэтому величие этого человека — не в двух написанных докторатах, количестве уникальных энциклик, писем и обращений; а в его простоте, простоте «не бояться» быть totus tuus («Весь Твой» — лозунг Папы Иоанна Павла ІІ. — Ю.Л.) — всем для мира и в то же время маленьким инструментом в ладонях Бога. Визит Папы в Украину 15 лет назад был важным акцентом для внутренней украинской среды, ведь собрал вокруг представителей разных конфессий и деноминаций, а следовательно — подчеркнул, что уровень коммуникации возможен. В его слове, обращенном к украинцам в Киеве или Львове, были четкие месседжи, что каждый тяжелый период, время вызовов решаются только состязанием за правду.

«ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ДОРОГОЙ ЦЕРКВИ»

Этот тезис высказал Папа Иоанн Павел ІІ, еще когда был отцом Каролем Войтылой. Думаю, что этот тезис созвучен с современными вызовами, бурлящими в украинской религиозной среде. Несколько дней назад на Крите завершился Всеправославный собор, который стал примечательным событием для мировой духовности. Досадно, что только «1+1» отправил корреспондента для эксклюзивного освещения событий. Кроме того, в итоговых выпусках были обстоятельные комментарии с осмыслением именно украинской проблемы. Это не значит, что другие телеканалы оставили это событие вне поля зрения, однако выглядели несколько фрагментарными, без полного погружения в тему. В завершающем документе Собора есть упоминание об Украине: «Православная Церковь с болью и молитвой следит и отмечает современный гуманитарный кризис, экспансию насилия и вооруженных конфликтов, преследования, изгнания и убийства представителей религиозных меньшинств, насильственное изгнание семей из их домов, трагедию торговли людьми, нарушение основных прав отдельных людей и народов, принуждение к изменению вероисповедания. Она безоговорочно осуждает похищение людей, пытки и ужасные казни. Она осуждает разрушение храмов, религиозных символов и памятников культуры... Итак, мы призываем всех привлеченных в этот конфликт, независимо от их религиозных убеждений, поработать во имя примирения и уважения к правам человека, прежде всего ради защиты божественного дара жизни. Война и кровопролитие должны закончиться, чтобы воцарилась справедливость, вернулся мир и стало возможным возвращение изгнанных в родные дома. Мы молимся за мир и справедливость в странах, которые проходят через тяжелые испытания, — странах Африки, а также в страждущей Украине». Безусловно, нам, украинцам, хотелось бы намного больше результатов от Собора, однако вопрос украинской автокефалии уже накануне был снят с повестки дня. Как оказалось — недостаточно защищать политико-экономическое украинское пространство, мы должны приложить усилия для отвоевания религиозного фронта, где вопрос украинской Церкви — более чем важен. Накануне Собора Верховная Рада Украины обратилась к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой решить проблему автокефалии. На мой взгляд, это как раз и было ярким свидетельством того, что общество наконец поняло, насколько важно быть поместными и независимыми, духовно огражденными от Москвы, использующей любую щель для своей пропаганды. На протяжении последнего времени случается немало ситуаций, наталкивающих на такие мысли. В частности, последнее для религиозного медиапространства событие, когда депутат Вадим Новинский оскорбил митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского УПЦ Александра (Драбинко). Как отметил митрополит в своем официальном комментарии, пан Новинский имел неприятный разговор с ним около Свято-Троицкого женского монастыря в родном городке Корец, что на Ривненщине. Депутат, по показаниям митрополита, нецензурно выражался, угрожал избиением и обвинял его в «расколе Церкви» через поддержку идеи автокефалии. Однако Вадим Новинский на своем аккаунте в Фейсбуке отрицает обвинение, обращаясь к владыке Александру («гражданин Драбинко», что, безусловно, оскорбляет достоинство епископа, ведь Вадим Новинский является прихожанином УПЦ). Этот факт в частности подтверждают недавние нападения заангажированных Кремлем олигархов на проукраински настроенное православное духовенство. Возможно, для кого-то это будут единичные факты, которые ничего не стоят, — мол, человек эмоционально вспыхнул, «вылил» поток нецензурной лексики в лицо митрополита, ну и что из этого? Но этот факт является даже не началом, а продолжением целой серии «звоночков», через которые осмысливаешь для себя, насколько Церковь фактически стала для определенного круга платформой для проталкивания властных интересов без какого-либо сакрального почтения. Опять-таки, из обнародованного официального комментария митрополита Александра становится ясно, какое влияние имеет пан Новинский на УПЦ через финансовую поддержку. Меня удивило, что в социальных сетях в защиту митрополита выступили в основном только миряне, зато реакции представителей духовенства, в частности других конфессий, к сожалению, было очень даже мало. «Человек является дорогой Церкви». Церковь формируется там, где есть живая Личность, а не политические принципы, так как это уже не Церковь, а трибуна для пропаганды. Мы часто рассматриваем современные события в Украине только сквозь призму геополитики и экономических влияний. Оставляем вне поля зрения религиозный фактор, потому что для многих из нас, как и для некоторых коллег-журналистов, тема религии — далекая в топе наших информационных приоритетов, ее можно подать в новостийном блоке в завершение, после ключевых политических событий дня. В действительности борьба за аутентичное украинское духовное пространство — более чем важна! Наши Герои Небесной Сотни, а также военные, которые полегли на востоке, разумеется, не боролись конкретно за украинскую Церковь. Но они отстаивали Украину целостной, очищенной от псевдоклик, которые работают на северо-восточного соседа и разрушают наше национальное измерение. Время вызовов требует быстрых решений. Мы также пережили свое «11 сентября»: вражеские самолеты врезались в «башни» наших домов, перекроив внутренность, стирая грань между сакральным и профанным. Важно продолжать борьбу за аутентичное, за настоящее, за Правду. Время вызовов не терпит трусости!

Юлиана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ