Этот черно-белый ролик длится всего одну минуту, но дает возможность зрителям почувствовать палитру эмоций. Его цель — не только напомнить, что в результате войны на востоке Украины более 1,5 миллионов людей были вынуждены покинуть родные дома, но и показать, что недоверие и предубеждение убивают не хуже снарядов.
На днях анимационный ролик «Всем нужен дом» получил уже вторую свою награду — Золотую медаль фестиваля социальной видеорекламы Molodiya Festival, проведенного совместно с агентством ООН по делам беженцев и креативным агентством Provid. Незадолго до этого он уже получил Золотую награду IX Национального киевского фестиваля социальной рекламы.
Создала мультфильм творческая группа переселенцев с востока Украины. «В основу сценария легла моя собственная история, когда 10 июля 2014 года моя семья ехала на поезде из Донецка в Киев. Вшестером в одном купе и с двумя чемоданами на всю семью, один из которых был наполнен памперсами и детской едой. Перепуганные дети не могли уснуть, постоянно спрашивали: «Где мы? Почему не взяли игрушку?». Мне ничего не оставалось делать, как петь им колыбельную, ведь вокруг были слышны взрывы. А через несколько дней железную дорогу около Донецка разбомбили...» — рассказывает «Дню» Ирина Эркан, автор идеи ролика и его продюсер.
По словам Ирины, идея публично сказать о проблемах переселенцев созрела давно, через несколько недель после приезда из зоны военных действий.
«Сначала у нас была команда из трех человек: я, Денис Денисенко и Максим Коротич. Мы из Донецка, покинули город приблизительно в одно и то же время в 2014 году. Втроем мы придумали за один вечер несколько сценариев, а вот на выбор, какой из них наиболее перспективный, у нас ушло две недели, — продолжает Ирина. — Иллюстрации к «Всем нужен дом» делала Мария Лисиченко, которая покинула Донецк сразу после начала боевых действий и вместе с семьей проживает в Ивано-Франковске, а за продакшн взялся Владимир Лыков, основатель анимационной студии, который тоже из Донецка переехал в Киев. Рита Симонова, художник-аниматор, благодаря которой наш герой ожил, — тоже вынужденная переселенка из Донецка. Музыку и слова написала Наталья Жигалкина-Слинько, она много лет живет в Киеве, но помогает семьям из Донецка: так, две семьи жили у нее в киевской квартире год после начала войны. Чуть позже к нам присоединился бывший донетчанин Николай Олийниченко, работавший над звуком к ролику. Все участники проекта делали свою работу бесплатно. Денежный приз за победу в фестивале мы планируем передать на помощь переселенцам».
Ирина Эркан рассказывает, что этим роликом творческая команда хочет изменить отношение граждан Украины к вынужденным переселенцам. «Мы также хотим морально поддержать людей, оставшихся без дома в своей стране, и обратить внимание государства на их проблемы», — говорит она. И это вполне реальный план, ведь сразу же после церемонии награждения команда подписала соглашение с агентством ООН по делам беженцев на передачу прав на трансляцию ролика на ТВ и других медиаплощадках.
«Переселенцы — это именно те люди, которые ежедневно чувствуют на себе недоверие со стороны сограждан. Но мы понимаем, что Украине нужно время, чтобы изменить ситуацию. Мы надеемся этой короткой историей сделать маленький шаг к пониманию друг друга. Война убивает. Но слова убивают так же. И недоверие убивает. Иногда очень сложно понять и принять кого-то. На это нужно время. Но первые шаги можно делать уже сегодня», — подытоживает Ирина Эркан.
Ролик можно просмотреть на YouTube.