В прошлую пятницу «День» в статье «Об умении смотреть кино» вместе с экспертами поднял тему мифологизации советского кинематографа (см. №169-170 за 21-22 сентября с.г.). Фильмы, произведенные в СССР, нужно уметь смотреть... По просьбе «Дня» киноведы назвали советские фильмы, которые больше всего расходились с действительностью, определив условные антирейтинги таких фильмов. Сегодня к нашему разговору приобщается известный кинокритик, главный редактор журнала «Кино-Театр» Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ:
1. «Октябрь», режиссер С. Ейзенштейн, «Мосфильм»
2. «ПКП», режиссеры А. Лундин и Г. Стабовой, Одесская кинофабрика
3. «Волга-Волга», режиссер Григорий Александров, «Мосфильм»
4. «Богатая невеста», режиссер Иван Пырьев, Киевская киностудия.
5. «Свадьба в Малиновке», режиссер А. Тутышкин, «Ленфильм»
Трудно найти критерии для отбора пяти советских фильмов, наиболее расходившихся с действительностью. Дело в том, что советская система, ее идеология строились на восхвалении советского строя и коммунистической партии как строителей самого справедливого строя на земле, а потому в периоды сталинского тоталитаризма и в большой мере брежневского застоя кино было тем инструментом, при помощи которого этот постулат утверждался, и попытки кинорежиссера приблизиться к реальной действительности, показать жизнь, какой она была в действительности, делало невозможным появление такого фильма. Известно, что в кино господствовала тотальная, многоступенчатая, тщательным образом разработанная цензура под названием Госкино, редакционные коллегии, художественные советы и тому подобное.
Вопрос соотношения искусства и действительности в целом не был прост, немало мыслителей и художников предлагало собственный вариант ответа. Что касается кино, то со времени своего появления оно давало полную иллюзию действительности, однако очень скоро оказалось, что с помощью монтажа действительность на экране можно изменять в корне, чем сразу воспользовалась молодая советская власть — не случайно ее вождь так высоко оценил кино, назвав его «важнейшим из искусств». Монтаж давал возможность навязывать необходимое для власти мнение, манипулировать сознанием зрителя. Виртуозами в деле монтажа стали режиссеры, пик творчества которых пришелся на 1920-е годы: Дзига Вертов, который в своей так называемой кинохронике («Киноглаз») выстраивал «документальное кино» так, как считал нужным, из очень разных фактов действительности. Сергей Ейзенштейн в буквальном смысле этого слова выстроил перед камерой мнимый ход Великой Октябрьской Социалистической революции (октябрьский большевистский переворот) и сделал это столь убедительно, что до сих пор многие, особенно зарубежные зрители, воспринимают его фильм «Октябрь» как документальный. Вслед за ним Михаил Ромм подкреплял экранный миф о массовости большевистской революции в своих фильмах «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году» и тому подобное. Собственно, вся история советского кино — это построение мифа, где враги советской власти окарикатурены (как, в частности, Симон Петлюра в картине «ПКП»), а большевики — непобедимые, ведь они воюют и непрестанно борются за счастливое будущее, которое уже давно бы воцарилось на всей планете, если бы не коварство врагов. В то время когда тысячи и миллионы жителей СССР падали жертвами Голодомора и репрессий, на экране процветал жанр кинокомедии — «Веселые ребята», «Волга-Волга» (один из любимых фильмов Сталина), «Богатая невеста», «Кубанские казаки», в которых зрителей умело убеждали в том, какой прекрасной и счастливой является жизнь в стране Советов под руководством отца народов. Инерцию прославления большевистских идей, легкое и развлекательное отношение к событиям освободительного движения в Украине, до войны своих со своими показали такие фильмы, как «Свадьба в Малиновке».
Насколько мифы, которые по заказу власти создавал советский кинематограф, «соответствовали действительности», подтвердили документы рассекреченных архивов, которые показывали масштабы сталинских преступлений. Обнародованная правда документа ускорила распад Советского Союза. Однако инерция красивых, демагогических обещаний коммунистов, как видим, и сегодня «работает» на их пропаганду, и в значительной степени в этом притворстве им помогает советско-мифологический кинематограф.