«Сегодня 4 августа, и речь пойдет о втором человеке после Уинстона Черчилля, которому было присвоено звание почетного гражданина США...» Обычно так — интригуя — начинает выпуски своей программы «Жизнь замечательных людей» профессор, доктор исторических наук Юрий Шаповал, более известный нашим читателям как постоянный автор «Дня».
Программа Юрия Шаповала «ЖЗЛ» выходит ежедневно (кроме выходных) на киевской FM-станции «Nostalgie» (99 FM). Директор «Nostalgie» Евгений Чернявский отмечает, что «ЖЗЛ» — одна из немногих удачных историко-публицистических программ в украинском радиопространстве. «День» предложил Юрию Ивановичу рассказать подробнее об этой стороне его научно-общественной деятельности.
— Александр Дюма говорил: «История — это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Можно ли сказать что- то подобное о Ваших программах, или история для Вас самоценна?
— В первую очередь, я искренне благодарен газете «День» за интерес к моей работе на радио «Nostalgie». Об этой ювенильной стороне моего бытия как ученого (а это продолжается уже несколько лет) не знает даже директор моего Института (не говоря о коллегах-ученых, которые в основном «чукчи-писатели»), а вы узнали… Так что — искреннее вам спасибо.
Теперь должен кое-что добавить к словам Дюма-отца, которого вы цитировали. Был еще один интеллектуал, который заметил, что истории, собственно, не существует, а существуют только биографии. Вот, наверное, то, что держит меня как ведущего. Как ученый я был в известной степени к этому подготовлен, поскольку еще со времен горбачевской «перестройки» занимался тем, что писал именно о тех людях, чьи имена были сознательно «вычеркнуты» из истории.
В программе «ЖЗЛ» моими «клиентами» являются не только те персонажи, о которых фактически никто ничего до недавнего времени не знал. Моими «клиентами» являются также, например, Юлий Цезарь, Лина Костенко, Михаил Горбачев, Оноре де Бальзак, Маргарет Тэтчер, Франческо Петрарка, Владимир Путин, леди Диана, Кирилл Разумовский, Джордж Буш-младший, Наполеон Бонапарт, Фрида Кало, Борис Березовский, Редьярд Киплинг, Леонид Кучма, Жаклин Кеннеди- Онассис, Уинстон Черчилль, Иван Мазепа, лорд Честерфилд, Эдит Пиаф — всех и не вспомнишь… Это смесь характеров, судеб различных эпох, но рассказывая о каждом, я стремлюсь найти такие стороны их биографии, которые будут неожиданными для слушателя.
Для меня история — самоценный процесс, а потому в этой программе из бесконечного потока времени я стремлюсь создать «собственный» мир — мир с теми персонажами или событиями, которые в первую очередь интересны мне самому. Всегда ищу те элементы их биографии, контексты их бытия, которые делают их живыми, стильными, пикантными и интересными именно сегодня.
— А как возникла идея создания передачи «ЖЗЛ»?
— Это была идея продюсера Евгения Рыбчинского и нынешнего директора «Nostalgie» Евгения Чернявского. Однако было бы несправедливо, если бы я не упомянул имя еще одного человека — Сергея Филипенко, первого директора радиостанции. Эти трое симпатичных молодых людей несколько лет назад поверили в меня и пригласили делать программу «Мгновения истории».
Это была хроника событий, происходившего в этот день в разные столетия. Для меня, ученого, привыкшего работать, скажем так, кабинетно, преимущественно с архивными источниками и литературой, это было неожиданное предложение — работать на FM-станции. Я колебался, но согласился, пытаясь не просто пересказывать события, а, информируя, кое-что комментировать, подавать неожиданные для слушателя вещи.
И неожиданно на бескрайних просторах СНГ, как выяснилось, именно мне суждено было стать первым доктором и профессором, работником академического учреждения, который начал сочетать повседневную исследовательскую работу с такой неожиданной работой ведущего на FM- радиостанции. Еще больше я был удивлен, когда несколько лет назад мне присудили журналистскую премию «Золотое перо» за «лучшую познавательную программу». Правда, организаторы этого престижного Всеукраинского конкурса забыли меня пригласить на вручение, но это мелочи. Награда в конце концов нашла «героя» и каждый вечер дома радует мой взор, напоминает о программе «Мгновения истории»…
С осени прошлого года мне предложили вести программу «ЖЗЛ». Над ней со мной работает звукорежиссер Игорь Кирса, прилагающий немало усилий для того, чтобы все у нас выглядело (то есть звучало) на уровне.
— На кого эта передача ориентирована? Каким вы видите своего слушателя?
— Признаюсь, что когда делаю программу, я не представляю какого-то абстрактного слушателя перед собой. Наверное, эта программа для тех, кто еще не разучился думать, кто понимает, как много в истории, политике, науке, искусстве значит человеческая личность. Мне приятно, что уже сформировалась определенная категория слушателей, которые не только знают о моей программе, но и ждут ее и даже записывают ее на пленку.
— А по каким критериям вы отбираете персонажей для каждой вашей программы? Чем должен быть «замечателен» исторический персонаж, чтобы попасть в «ЖЗЛ»? Следуете ли вы в вашей программе моде на определенные исторические фигуры?
— Нет, никакой моды нет. Сначала я просто отыскиваю человека, который родился или умер в этот день. Бывает так, что нахожу событие, о котором мало кто знает или не знает совсем. Потом думаю, что я могу рассказать. Потом думаю, что так мог бы рассказать кто угодно и что не нужно быть банальным. Вот тогда начинается творчество — поиск неизвестного материала, ракурса, стиля, интонации. Если все это удается, я счастлив. То есть никакой степени «замечательности» наперед не существует, однако вы знаете, она всегда находится.
Помню, как-то делал программу о Юрии Андропове. Комментарии вроде бы излишни. Как рассказать о нем в пределах 4 минут (а именно столько продолжается моя программа, которая выходит ежедневно, кроме выходных)? И тогда я цитирую его слова, которые он однажды сказал своему врачу: «Иван Сергеевич, держитесь Ленина и будете твердо ходит по земле».
А потом цитирую стишок, написанный Андроповым и актуальный, как мне кажется, и сегодня:
Сбрехнул какой-то лиходей,
Как будто портит власть людей.
О том все умники твердят
С тех пор уж много лет подряд,
Не замечая (вот напасть!),
Что чаще люди портят власть.
Главное было в том, что Андропов, сам того не желая, написал о себе. И все. Образ сложился, осталось кое-что добавить.
Или Альберт Швейцер. Ключом к нему стала его фраза: «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный».
Словом, я могу долго рассказывать о «своих» героях, но не буду. Лучше слушайте программу.
— Все-таки, каким героям — украинским или зарубежным — вы обычно отдаете преимущество?
— В этом вопросе я космополит. Скажем, для меня одинаково интересно рассказывать и об Алле Горской и о Рауле Валленберге, о Тарасе Шевченко и о Франклине Делано Рузвельте, о братьях Кличко и о Лоуренсе Аравийском.
Когда-то на первой программе Национального радио я с 1988 года вел программу «Возрожденные имена». Программа была популярной. Приглашал разных интересных собеседников, мы говорили о судьбах разных людей. В последние годы существования программы за каждый получасовой выпуск мне щедро платили пять или даже семь (!) гривен, но следили, чтобы были только «правильные» персонажи. Например, передача о левом эсере Михаиле Муравьеве, записанная с известной исследовательницей Людмилой Гриневич и построенная на уникальных документах, так и не вышла в эфир. Потом мою программу вытеснили в неудобное время, а потом вообще — в обеденный перерыв, с условием, что она будет в эфире, когда нет трансляций заседаний Верховной Рады. Программу цензурировали, но никто из руководства Гостелерадио ни разу не встретился со мной, ничего не объяснял.
Кстати, когда я решил прекратить ту программу, «отряд не заметил потери бойца», как писал Михаил Светлов. Единственным человеком, который искренне жалел, что прервалось наше сотрудничество, была редактор Нина Пугачева. Пользуясь случаем, передаю ей приветствия и благодарность за ее благожелательное и по-настоящему профессиональное отношение к своим обязанностям.
На «Nostalgie», слава Богу, мне доверяют, никто меня не цензурирует, не подсказывает, каких персонажей выбирать.
— А из каких источников вы в основном берете информацию для своих программ?
— Во-первых, когда я начал работать на «Nostalgie», то еще раз убедился, что моя домашняя библиотека, сформированная преимущественно в «застойные» годы, очень неплоха. Во-вторых, у нас в Институте хорошая библиотека. Наконец, как вам известно, интернет имеет свои преимущества в поисках информации. Таким образом, информации достаточно, главное в том, как ее интерпретировать.
— Как, по вашему мнению, заинтересовать радиослушателя (который в последние годы привык в основном к развлекательным форматам) более-менее серьезной программой разговорного формата?
— Видите ли, мой любимый тезис заключается в том, что на каждый товар есть свой покупатель. Поэтому не нужно никого специально заинтересовывать. Наше общество стало полифоничным. И это хорошо. Это признак демократии.
Кому-то, например, нравятся худшие, на мой взгляд, новости на одном из известных телеканалов, на котором дикторы так и не научились правильно произносить слова и нормально держаться в кадре. На здоровье. Кому-то нравится словесная мастурбация и песенная похабщина на каких-то FM- станциях. На здоровье. А кто-то слушает «Nostalgie». Каждый выбирает то, что ему по душе.
И не нужно никого агитировать так, как, скажем, сделал в свое время Ярослав Гашек, когда выдвинул свою кандидатуру в имперский парламент. Лозунг у него был такой: «Если изберете нашего кандидата, мы обещаем, что защитим вас от землетрясения в Мексике».
— Есть ли у вас планы по расширению Вашей деятельности в информационном поле? Согласились ли бы вы, например, вести телевизионную программу исторической тематики? Да и есть ли вообще, на ваш взгляд, на нашем ТВ место таким программам?
— Никаких планов нет, поскольку нет денег для их реализации. А проект (и не один) есть. И опыт есть. Когда-то на ICTV я вел историко-культурологическую программу «Последний адрес», но как только исчез спонсор — исчезла программа. Но, понятно, проекты такого жанра нужны, как нужны вообще публичные дискуссии на историко- политические темы.