Разговорный жанр, а тем более информационно-познавательные программы, — не в почете у большинства коммерческих радиостанций. Поэтому каждый подобный проект невольно привлекает внимание. С начала нового сезона на радио «Nostalgie» выходит новая программа доктора исторических наук и нашего автора Юрия Шаповала «Тени забытых предков». Напомним, что ранее в эфире этой радиостанции выходила его программа «Жизнь замечательных людей». Новый проект посвящен известным и малоизвестным украинцам (историческим персонам, деятелям искусства, ученым и т.д.). И, в отличие от предыдущей, выходит на украинском языке. «День» предложил Юрию ШАПОВАЛУ подробнее рассказать о программе.
— С чем связана смена «специализации» — с «выдающихся» людей вообще («Жизнь замечательных людей») на истории о выдающихся украинцах («Тени забытых предков»)?
— Программа «Жизнь замечательных людей» была в эфире два года. И хотя она пользовалась популярностью и имела свою слушательскую аудиторию, я как-то постепенно начал приходить к выводу, что свою «культуртрегерскую» миссию в определенной степени исчерпал. Однако у директора станции «Nostalgie» Евгения Чернявского была другая точка зрения. Он предложил мне вести и дальше авторскую программу. Я начал думать, чтобы это могло быть, но — скажу честно — до «Теней» не додумался. У меня был другой проект, не менее интересный, который, возможно, когда-то еще будет реализован.
— А кому принадлежит идея дать программе такое название? Насколько, по вашему собственному мнению, оно отвечает содержанию: на самом ли деле украинцы не помнят своих предшественников?
— Идея использовать название произведения Михаила Коцюбинского для названия программы пришла в умную голову Евгения Рыбчинского. Он сейчас не занимается прямо радиостанцией (хотя был одним из ее основателей), но интересуется тем, как работает «Nostalgie», чем живет. Так вот, в августе у нас с ним состоялся разговор о разных вещах, в том числе о том, какой будет моя следующая (после «ЖЗЛ») программа. Во время нашей дискуссии возник вопрос о том, как же ее назвать. У меня, как я уже сказал, были свои идеи, но Рыбчинский меня «перековал» почти мгновенно, предложив такое название и амбициозную концепцию (поскольку речь идет об использовании материалов украинской истории).
К сожалению, украинцы часто забывают о своих предках или считают их выходцами какой-то другой нации. Есть еще один важный момент. Украина единая, но у ее разных географических частей — тени различных предков. И не нужно из-за этого очень расстраиваться или печалиться по этому поводу. Это нужно просто учитывать и — упаси Боже — не навязывать кому-то «единственно правильное» видение или интерпретацию истории.
С самого начала дал себе слово не делать этого в своих программах и я. Когда-то английский историк Норман Дейвис написал: «Хорошие историки должны осознавать свою ограниченность. Самые плохие историки те, которые считают себя свободными от любых предубеждений». Вот и я не делаю вид, словно для меня все окончательно понятно в украинской истории. Скорее, «Тени» будут попыткой приблизиться к такому пониманию.
— Поскольку у вашей новой программы более узкая специализация, чем у предыдущего проекта, а выходит она так же пять раз в неделю, то не приходится ли вам сталкиваться с трудностями при выборе героя для очередного выпуска программы? Какими критериями вы при этом руководствуетесь, выбирая тот или иной персонаж?
— В «ЖЗЛ», как правило, я «привязывался» к той или иной дате (дню рождения или смерти героя рассказа, день, когда произошло событие, в котором он участвовал или играл ключевую роль и тому подобное). В «Тенях» я этого стремлюсь не делать (или делаю редко). Это значительно расширяет поле деятельности. Главный критерий при выборе темы или персонажа абсолютно простой: главное, чтобы было интересно слушать эту программу. Именно поэтому для меня одинаково ценны Роксолана и Богдан Хмельницкий, Михаил Максимович и Николай Глущенко, княгиня Ольга и Григорий Орлик, Соломия Крушельницкая и никому неизвестный Михаил Иваничук… Так же интересны и не украинцы, писавшие об Украине (например, француз Проспер Мериме и американец Джеймс Мейс).
Я рассказываю не только (а, может, и не столько) о людях, а о событиях, контраверсионных, неизвестных или малоизвестных исторических коллизиях, связанных с историей Украины и ее сегодняшним днем. А это, как вы понимаете, неисчерпаемый источник, настоящий «клондайк» для авторской передачи.
— В анонсе программы «Тени забытых предков» упоминалось, в частности, о том, что она будет рассказывать о вкладе украинцев в мировую историю. Насколько весомым, по вашему мнению, является этот вклад?
— Вклад был и есть, и он неоспорим, но я не строю свои программы по принципу «Украина и остальной мир». Я категорически против попыток «улучшить» украинскую историю. В одном из учебников по украиноведению моя знакомая немка несколько лет тому назад вычитала дословно такое: украинство — явление космическое. Я и сейчас помню печальные глаза этой знакомой и ее вопрос: а немцы или французы тогда какое же явление?
Программа «Тени забытых предков» не будет средством тиражирования ненадежных и фальшивых версий украинской истории. Кстати, первая передача «Теней» вышла в эфир первого сентября этого года. Я тогда сказал, что в этот день начинается новый учебный год, дети открывают школьные учебники, в том числе и истории. Мне очень хочется, чтобы в этих учебниках было как можно меньше глупости, псевдопатриотичного кокетства и самовосхваления. А побольше понимания того, что украинцы со своей непростой историей, с «тенями» своих предков не одиноки в этом мире. Поэтому учиться стоит не только на собственном историческом опыте, но и на опыте других, не забывая, как мы на самом деле выглядим в глазах всего мира.
— Насколько легко переключаться с научной деятельности на роль популяризатора истории? Как часто вы пользуетесь при подготовке программы собственными профессиональными наработками? Или чаще приходится пользоваться другими источниками?
— За эти годы я научился такому «переключению», хотя временами оно не бывает таким уж легким. Моя работа в академическом институте преимущественно не вредит, а помогает, особенно когда речь идет о событиях того периода, которым я занимаюсь профессионально. Жесткий ритм подготовки к программам заставляет меня постоянно читать достаточно широкий круг литературы. Это тяжело, учитывая перманентный цейтнот, но заставляет задумываться над тем, что казалось известным или банальным, видеть какие-то новые грани тех или иных событий.
— Какова, по вашему мнению, эффективность подобного исторического радиоликбеза?
— Не знаю и даже над этим не думал. Думаю, этот вопрос к руководству радиостанции «Nostalgie». Но… Приведу один пример. Он несколько курьезный, но утешительный для меня. Как-то в эфире была программа, посвященная Юлии Тимошенко, ее биографии и восхождению «наверх». Первый выпуск программы вышел в эфир, а второй по каким-то причинам нет. И хотя впереди была еще передача в 19.15, директору студии позвонил какой-то бизнесмен. Он сказал, что специально отложил деловую встречу, чтобы послушать тот второй выпуск, а радиостанция его подвела. А поскольку отложенная встреча должна состояться во время третьего эфира программы, этот мужчина не сможет услышать то, что хотел. И тогда Евгений Чернявский нашел выход: он предложил прослушать запись программы немедленно, по телефону. Включили пленку, а от бизнесмена по окончанию программы прозвучали уже не претензии, а слова благодарности. Это для меня в определенной степени кафкианская ситуация, но все, о чем я рассказал, — правда.
— Вы — один из постоянных авторов проектов газеты «День» — «Украина Incognita» и «История и «Я». В чем эти проекты пересекаются с вашей радиопрограммой?
— Я горжусь тем, что имел и имею честь быть участником этих проектов. В принципе цель проектов и программы «Тени» совпадают, а поэтому я внимательно слежу за тем, что печатает «День» в названных вами рубриках. Желаю, чтобы эти проекты продолжались и далее, а главному редактору газеты высказываю еще раз свою благодарность за уважение и за неконъюнктурное отношение к исторической проблематике.